ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ О БОГЕ СЫНЕ ВОПЛОТИВШЕМСЯ НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ, В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ИЗЛОЖЕННАЯ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ЕВАНГЕЛИСТОВ

Такое оглавление представлю Вам в трех отделениях, для каждой части Евангельской истории по одному:

первое будет для начальных событий Евангельской истории, — до поселения Господа в Капернауме;

второе — для средины их — до исхода Его из Галилеи в Иерусалим на праздник кущей;

третье — для конца их — от праздника кущей до вознесения.

Они помещены в конце.

4. Пересмотр первого отделения евангельских сказаний и определение течения событий для первой части Евангельской истории

Просмотрев первое отделение оглавления содержания Евангелий, без труда видите, что события, указываемые здесь, делятся на две половины: одни составляют сокровенную жизнь Господа, до явления Себя миру; другие имели место в явлении Господом Себя миру, или были начинательными Его действиями по воплощенному домостроительству.

Сокровенная жизнь Господа протекла в Галилее в Назарете, но дела ее остались неизвестными. Что известно из ранних лет воплощенного пребывания Господа на земле, то все происходило в Иерусалиме и в Иудее; в Галилее было только Благовещение.Равно и явление Господом Себя миру, и первые Его в сем порядке действия происходили преимущественно в Иерусалиме и в Иудее; в Галилее было только чудо в Кане и краткое пребывание Господа в Капернауме пред первою Пасхою.Возвращение Господа из Иудеи в Галилею чрез Самарию составляет переход ко второй части Евангельской истории.Пересмотрим теперь все по частям.Выделим прежде всего три предисловия, или введения, в Евангельскую историю.Первое дает евангелист Лука в первых стихах своего Евангелия. Это историографическое введение. При нем желающий может приводить на память все доводы о подлинности Евангелий и, если угодно, все споры о сем.Второе дают родословия Богочеловека, передаваемые евангелистом Матфеем и евангелистом Лукою. Это введение в Евангельскую историю историческое — бытовое. Родословия приводят на память все пророчества и прообразы, предрекавшие и предуказывавшие явление на земле Бога — воплощенна во спасение наше; и вводят в созерцание новозаветного Евангелия в Ветхом Завете. Когда же, дошедши до конца родословия евангелиста Луки, прочитаем: Божий, не можем не привести на мысль Агнца, закланного от сложения мира, и не подумать, что в основе мироздания лежала тайна воплощенного домостроительства, тем паче что и конец мира определяется достижением целей его.Третье дает евангелист Иоанн Богослов в своем богопросвещенном воззрении на тайну воплощенного домостроительства. Это введение в Евангельскую историю догматическое. Тут семя всего христианского богословия.Всем им особое место впереди, как подобает введениям или предисловиям.Сокровенная жизнь Господа СпасителяИмевшие здесь место события установляются в порядке своем, как замечено уже, сами собою, — свойством своим и указаниями сказаний. Остается только пересказать их.Начало евангельским событиям полагается Архангельским возвещением праведному Захарии священнику о рождении Предтечи Господня, Иоанна, который, вслед за сим и зачинается.Чрез шесть месяцев после сего тот же Архангел благовествует Пречистой Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия и Бога.Обрадованная Дева Святая спешит поделиться сею радостию со сродницею Своею старицею Елисаветою, материю Предтечи, которая первая исповедует Ее при сем Богоматерию. Отсюда Дева — Богоматерь чрез три месяца возвращается в дом Свой.