ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ О БОГЕ СЫНЕ ВОПЛОТИВШЕМСЯ НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ, В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ИЗЛОЖЕННАЯ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ЕВАНГЕЛИСТОВ

Ставим сверх того вопрос: не была ли сокращенная Нагорная беседа евангелиста Луки произнесена самим Господом сокращенно в других каких–либо обстоятельствах, отличных от тех, в которых мы теперь ее ставим? Утвердительный на это ответ можно держать, не заботясь определить эти другие обстоятельства.

По окончании Нагорной беседы у евангелиста Матфея стоит исцеление прокаженного на пути от горы в Капернаум. Это исцеление не то же, что было в некоем городе в первое хождение Господа по Галилее, как об этом замечено уже выше. Почему даем ему место здесь.

Четвертое пребывание Господа в Капернауме

Вошедши в Капернаум, Господь, по сказанию евангелистов Матфея и Луки, исцелил раба сотника, просившего Его о сем не лично, а чрез старейшин Иудейских и друзей своих и тем явившего такую веру ко Господу, какой Господь не встречал и между сынами Израиля.

В сказаниях о сем исцелении евангелистов Матфея и Луки есть некая разность. Евангелист Матфей не поминает о послании ко Господу сотником старейшин и друзей, — обстоятельствах несущественных. Он заботился сказать лишь существенное, — то, в чем особенно выразилась вера сотника. Почему все, что говорили от лица сотника старейшины и друзья, совмещает в немногих словах, заставляя сказать их самого сотника. В своде сих двух сказаний в одно пришлось следовать евангелисту Луке, что заставило некоторые слова евангелиста Матфея применить к сему сказанию.

Четвертое хождение Господа Иисуса по Галилее

По исцелении раба сотникова евангелист Лука повествует о воскрешении Господом умершего сына вдовицы в Наине.

Как об этом воскрешении поминает только евангелист Лука, то ему здесь только и место. Господь, побыв сколько–нибудь в Капернауме, опять вышел из него для проповеди и знамений и направился прямо к Наину, с сопровождавшими Его учениками и народом. Приближаясь к городу, Он встретил погребальную процессию и, сжалясь над горестию матери, воскресил единственного сына ее.Далее у евангелиста Луки следует посольство святого Иоанна Предтечи ко Господу из темницы. О сем посольстве говорит и святой Матфей. Но оно стоит у него в связи с посланием двенадцати Апостолов на проповедь. С сим же обстоятельством два евангелиста, Марк и Лука, поставляют в связи смятение Ирода, который, услышав о славных делах Господа, не мог иначе объяснить их, как тем, что это Иоанн Предтеча, им усекнутый, воскрес и чудодействует. Следовательно, во время послания святых Апостолов на проповедь святого Предтечи уже не было в живых и посольства ко Господу устроять он не мог.Почему для сего посольства должно быть другое место в течении событий евангельских. Как кроме евангелиста Матфея о нем говорит еще только евангелист Лука в настоящем месте, то нам ничего не остается, как признать это место настоящим местом посольства Иоаннова ко Господу. Здесь его и помещаем, привлекая сюда же и сказание о сем евангелиста Матфея и из обоих составляя одно сказание о посольстве Иоанна ко Господу с присовокуплением всего, что у обоих евангелистов говорится по сему случаю, именно: беседы Господа вслед за удалением посланных Иоанном учеников, в коей содержатся: похвалы Иоанну Предтече; обличения неверия фарисеев; обличение городов, в коих наиболее явлено Господом сил; благодарения Богу Отцу за открытие истины смиренным младенцам, минуя гордых мудрецов.За сим, наконец, у евангелиста Луки Господь в доме некоего Симона милует слезно кающуюся грешницу и продолжает Свое хождение по Галилее в сопровождении некоторых жен, — и сим заключает Свое четвертое хождение по Галилее. Так как сии последние события только у евангелиста Луки поминаются, то им здесь только и место.Пятое пребывание Господа в КапернаумеПосле сего у евангелиста Луки следует собрание некоторых притчей. Собрание притчей есть и у евангелистов Матфея и Марка. Осмотрев их, находим, что у обоих них пред притчами стоит слово Господа о: кто мать и братья Ему; а выше сего и повод к такому слову. Поводом к сему послужило извещение, переданное Господу, что мать Его и братья стоят вне и желают Его видеть. Придти же их заставил распространенный фарисеями слух, будто Господь Иисус о князе бесовском изгоняет бесов и что с Ним что–то деется; каковый слух распространили фарисеи после исцеления Господом бесноватого, слепого и немого, чтоб затмить славу и этого чуда, и всех других. Услышав об этом, родные и пришли взять Господа, не столько поверив фарисейской хуле, сколько опасаясь их коварства.Все эти события, так тесно между собою связанные, и должно поместить прежде, чем приступить к притчам, после упомянутого уже хождения Господа по Галилее в сопровождении жен.