СБОРНИК СТАТЕЙ ПО ИСТОЛКОВАТЕЛЬНОМУ И НАЗИДАТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

17 ст. Впрочем, я знаю, братия: несмотря на великую тяжесть преступления иудеев, Петр называет их братьями, не потому только, что они с апостолами одной нации, а потому, главным образом, чтобы успокоить их несколько утешительным словом, — «чтобы дать им возможность одуматься» (Феофил.) и тем склонить их к чувству сознания и раскаяния. Замечательный пример оборота речи в беседах с грешниками, замечательный пример любви к падшим! Дух Св. внушил великому апостолу высокую истину; главным образом любовью и нежным сердцем всегда можно тронуть виновного, а не горькими упреками, с досадою, с возмущением духа и проч. Что вы, как и начальники ваши, сделали сие по неведению. Предсказанное Исаией (6, 9, 10) ослепление всего народа Иудейского, конечно, может назваться и состоянием неведения. Хотя ослепление и понимается собственно как состояние, в котором действие противоположно знанию; но, кажется нам, здесь другая мысль. Петр возводит слушателей к признанию, что, несмотря на все усилия свои против Христа, не они все-таки победили, а распятый ими Праведник, пришедший спасти их, что они, совершив ужасное злодеяние, оказались теперь поистине жалкими, ничтожными существами; они не знали тайны путей Промысла, по которому, в распятии Мессии, как царя духовного неземного, они должны были снискать себе и чадам своим только кровь, вопль и слезы. Не человеки ругались тогда Божию Величеству, Божий Промысел посмевался буйству человеческому, без нарушения свободы, заставляя его служить высочайшей Своей премудрости. Не лукавые рабы перехитряли Господа, Всеблагий Отец не щадил Сына, дабы не погубить рабов лукавых. Не вражда земная уязвляла любовь небесную, небесная любовь скрывалась во вражду земную, дабы смертью Любви убить вражду и распространить свет и жизнь любви сквозь тьму и сень смертную. Бог возлюбил мир, и Сына Своего Единородного предал, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный — Иоан. 3, 16 (Филарет Моск., слово 1821 г. в изд. 2 стр. 100) . В незнании всего этого иудеи не могут быть обвиняемы, как достойные одного проклятия и решительного отвержения. Указанная великая тайна путей Промысла неведома была им в неверии их (ср. 1 Тим.1, 13), поэтому-то им все-таки всегда открыты двери милосердия Божия к падшим кающимся грешникам. И Сам Господь просил Отца Своего о прощении иудеев, убийц Своих, и просил именно словами: Отче, прости им, не ведят бо, что творят (Лук. 23, 34).

18 ст. Всех своих пророков: всех вместо многих — обычный простой образ выражения; напр. Марк.1, 37. Иоан.3, 26 и проч. Вероятно, Дееписатель опустил здесь приведенные Петром пророчества о Христе, как общеизвестные христианам читателям своим. Потому следующий стих прямо представляет вывод из доказательства и свидетельств верховного апостола (Общедоступное истолков. чтение на книгу Деяний Св. Ап, стр. 138).

Стих 19.

Мысли на ст. 19 гл. III

En. Феофана.

Покайтеся и обратитеся ко Господу, да очиститеся от грех ваших, яко да приидут времена прохладна от лица Господня. Так говорил св. апостол Петр распявшим Господа иудеям, утешая их, что они сделали это по неведению. Мы же не по неведению распинаем в себе вторично Господа грехами своими; но Многомилостивый и нас принимает, когда каемся и обращаемся к Нему от всего сердца своего. Это и сделали мы в Великий пост. Всякий прибегал ко Господу в слезах покаяния о грехах своих; и чем искреннее кто это делал, тем сильнее ощущал прохладу помилования, исходящего от лица Господа через руки и разрешительное слово иерея Божия. Теперь, что нам остается делать? Беречься от новых падений, чтобы опять не впасть в вину распинания Господа. Апостол говорит, что Господа Иисуса небо прияло только до лет устроения всех. Потом Он опять приидет и сотворит суд. Какими глазами воззрят на Него те, кои Его прободоша? А ведь и нам придется стоять в ряду их, если перестанем приносить плоды покаяния и возвратимся на старое (Домаш. Бес. 1871 г. Вып. J5, стр. 468).

Стих 20-21 Толкование на ст. 20-21 Еп. Михаила. Да приидут времена отрады и да пошлет и пр.: одно из затруднительных для толкования мест, в объяснение которого составилось довольно мнений. Вероятнейшее из них то, что здесь вообще разумеется царство Христово на земле до скончания века. Быстрым взором апостол обнимает здесь все время царства Мессии на земле до второго Его пришествия, указывая в кратких чертах его отличительный характер, сравнительно с царством мирским вообще. По всему воззрению Нового Завета, как и Ветхого, жизнь в греховном мире, в отчуждении от Бога, есть время борьбы, бед и несчастий; жизнь в царстве Божием, в царстве Христовом, в примирении с Богом, есть время успокоения, время отрады. Это время духовного мира или отрады начинается для человека или общества со времени его обращения ко Христу и продолжается, в общем, постоянно. Это-то идеальное успокоение в царстве Христовом или, по характеристичному выражению, субботствование (Евр.4, 1-11) в царстве Христовом и разумеется здесь под выражением — времена отрады. Эти времена отрады ораторски представляются как бы присущими перед лицом Господа и от лица Его приходящими на землю. Под Господом разумеется здесь Бог Отец, как видно из дальнейшей связи речи. — Да пошлет Он и проч.: речь о втором пришествии Господа Иисуса при кончине мира, как видно из дальнейших слов апостола. О сем послании Его от Бога Отца говорится в том же смысле, в каком говорится о послании Его для вочеловечения (Иоан. 5, 23, 24). — Предназначенного: греческое слово означает определение, решение, предназначение; в приложении ко Христу выражение значит: да пошлет предназначенного вам (т. е. всему народу иудейскому) Мессию. Не исключаются из сего и язычники, но к иудеям первым послан был Мессия (ср. ст.26). — Небо должно было принять: выражение, означающее пребывание Господа Иисуса с прославленною плотию на небе со дня вознесения до указываемого в сем стихе второго пришествия Его на земле. — До времен совершения всего и пр.: собственно — до времен восстановления всего; греческое слово означает восстановление правильных, истинных отношений, нарушенных чем-либо. Что значит это восстановление всего? Объяснением сего может служить пророческое созерцание апостолом Павлом обращения всего Израиля ко Христу, после обращения язычников, изложенное в Послании к римлянам (гл.11). Отвергнув Мессию своего, иудеи тем разорвали завет свой с Богом; но будет некогда, по пророческому созерцанию ап. Павла, будет некогда время, когда народ иудейский, в своей массе как нация, обратится к вере в Мессию, Иисуса из Назарета, и Бог помилует народ Свой. Об этом обращении Израиля предсказывал Бог через пророков Своих, как указывает то ап. Павел в помянутом месте, приводя важнейшие из таковых пророчеств. Это-то время и это событие ап. Петр и называет в рассматриваемом месте восстановлением всего, что говорил Бог устами святых Своих пророков от века. Апостол созерцает это время, как время перед кончиною мира, после чего Бог пошлет предназначенного им Мессию, т. е. последует второе пришествие Господа Иисуса. Апостол говорит, что о сем Бог говорит устами всех пророков от века – в том же смысле, в каком говорил выше (ст.18), что все пророки предвозвещали о страданиях Христовых. Таким образом в рассматриваемых стихах характеризуется все время царства Христова на земле до самого второго пришествия Его, как время духовной отрады для верующих иудеев (как и язычников), и под конец время восстановления истинных отношений между Богом и народом избранным, когда и последует второе славное пришествие Господа Иисуса на землю для окончательного суда над всем миром. Для уразумения силы такого апостольского увещания к покаянию и обращению иудеев — слушателей апостола ко Христу, надобно помнить, что апостолы, побуждая верующих к добродетельной жизни, нередко внушали им иметь в мысли близкое пришествие Христово второе, так как день сего пришествия неизвестен, состоит в воле Божией и придет, как тать в нощи (1 Сол.4, 15 и д. 5, 1 и д. 1 Кор.7, 29 и д. и парал. ). Общий же «смысл этого текста тот, что многое из предсказанного пророками еще не исполнилось, но исполняется и имеет исполняться до скончания мира, потому что вознесшийся на небеса Христос пребудет там до скончания мира и придет с силою тогда, когда исполнится, наконец, все, что предсказали пророки» (Феофил.). (Толков. Апостол, стр. 110). Стих 21. Почему Господу и Спасителю нашему не благоугодно было по воскресении своем из мертвых остаться на земле, дабы видимо управлять Своею Церковью? (III, 21)