Толковани на Псалмы

(17). Боже мой, имже научил мя ecu от юности моея. Ибо с первого, так сказать, дня, в который избрал их, предал им, что требовалось знать о царствии небесном. И до ныне возвещу чудеса Твоя. Не забываю того, чему научен, но что изучил сам, то возвестил и другим.

(18). И даже до старости и престарения. Поелику сам Христос, по воскресении из мертвых, дал им обетование, говоря: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), то и просит, чтобы на нем исполнилось cиe обетование: Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою. Если не оставишь меня, по обетованию Твоему, Владыко, то можно будет тогда возвестить мышцу Твою будущему из язычников и верному роду. Какая же это мышца, говорит о сем далее: (19) Силу Твою и правду Твою. Называет силою, потому что связал крепкого и расхитил сосуды его, и правдою, потому что искупил нас, неправедно содержимых в плену. Боже, даже до вышних. Возвещу, говорит, что не только земное, но и небесное искупишь Ты Своею кровию. Это подобно следующему: яко и сама тварь свободится от работы истления (Рим. 8, 21). Боже, кто подобен Тебе? Благодарит за то, что, древле за грех справедливо осужденный на смерть, не пребыл в смерти, но по Божию человеколюбию избавлен Христом от истления.

(20). Елики явил ми ecu скорби многи? Ибо каких и скольких зол не заставил Ты меня испытать? И обращся оживотворил мя ecu, и от бездн земли возвел мя ecu.

(21). Умножил ecu на мне величествие Твое, и обращся утешил мя ecu. Повторение тех же слов означает, как мне кажется, что покаяние, приносимое в прегрешениях, какие соделаны по крещении, приятно Тому, Кто, как сказано, умножил на нас благость и правду Свою. Посему сперва сказано: оживотворил мя ecu, и разумеется этим как бы возрождение, а потом: утешил ecu, и разумеется это о том, кто преодолевается боязнью по причине грехов. Но можно первое разуметь об избавлении из Египта, а второе понимать о пришествии Господнем, когда возымели мы утешение. Ибо исшедшие из Египта, хотя избавились от смерти временной, но подпали вечной, потому что не было еще даровано воскресения.

(22). Ибо аз исповемся Тебе, в сосудех псаломских истину Твою, Боже. Так, говорит, уготовлю себя исповеданием, что в состоянии буду наименоваться сосудом песнословия. Ибо, если наименован сосудом избрания, то, без сомнения, назван и сосудом песнословия. Воспою Тебе в гуслех; разумеет душевную гармонию, ибо когда душа не делает и не терпит ничего противного себе ни по жизни, ни в отношении к догматам, тогда, и именно тогда, справедливо может быть названа духовными гуслями.

(23). Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе. Это сказано в отличение от Закона, потому что законные предписания были обременительны, как неудобоисполнимые; а эти повеления и полезны и легки, так что исполняют удовольствием сподобившихся принять их. И душа моя, юже ecu избавил от греховного растления, от рабства сатане, от самой смерти.

(24). Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне. Когда истреблены будут мысленные мои враги, и облекутся стыдом населяющие бездну, тогда, поелику не будет уже препятствующего, буду хвалить Тебя, Владыко, неумолкающими песнопениями.

71 В конец, псалом Давиду о Соломоне.Содержание: В настоящем псалме предуказуется пришествие Христово и призвание язычников. Надписывается же псалом: о Соломоне, потому что Христос есть истинный Соломон - миротворец, как сотворивый обоя едино и средостение ограды разоривый (Еф. 2, 14).(1). Боже, суд Твой Цареви даждь. Определено Тобою, Отче, чтобы единородный Сын Твой воссиял сущим на земле. Посему, да будет приведено к концу древле определенное судом Твоим. И правду Твою Сыну Цареву. Сын, Который есть Отчая правда, именуется приемлющим правду по человечеству. Ибо Христос есть и Царь, и Сын Царев.(2). Судити людем Твоим в правде. Ибо такова причина вочеловечения - судить преобладание над нами сатаны. Потому, исходя на распятие, Христос сказал: ныне суд есть миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31).(3). Да восприимут горы мир людем, и холми правду. Горами и холмами называет здесь евангельские силы, которые древле, по причине разлившегося всюду нечестия, не обитали на земле, и которым ныне повелено восприять мир со всеми людьми.