Творения. Дневник

Ст. 26 и 27. ...Тако подвизаюся, не яко воздух бияй: но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимъ буду.

Помоги и мне, богомудрый Апостоле, подвизаться так же, как и ты: поработить душе моей тело мое.

Гл. 11, ст. 5—6 [20]. В нынешнее время останок (иудеев) по избранию благодати бысть. Аще ли по благодати, то не от дел: зане благодать уже не бывает благодать. Аще ли от дел, ктому несть благодать: зане дело уже несть дело.

Итак, если я спасаюсь благодатию Божиею, то не делами своими, потому что если бы я спасался за свои дела, то уже не по благодати. Благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: Не от дел, да никтоже похвалится (Еф. 2, 5). — Итак, вера вместо дел да вменится мне, Боже мой! Но и даруй мне силу благоугождать пред Тобою добрыми делами. Все доброе — от Тебя: я своего ничего не имею, кроме греха.

Гл. 15, ст. 13—23. Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиною будущего нашего воскресения при кончине мира — так, что аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот — если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому что, восстав от мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому, что как человеком смерть бысть, так человеком же (Господом) и воскресение мертвых. Якоже бо о Адаме ecu умирают, такожде и о Христе ecu оживут... начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии Его.

Ст. 25 и 26. Подобает Ему царствовати, дон деже покорит вся враги под ногама Своима. Последний же враг испразднится смерть. — Судьбы Твоя, Господи, скажу с Псалмопевцем, бездна многа (Пс. 35, 7).

У Тебя ли, всемогущий Царь мира, есть враги, с которыми Тебе нужно бороться и покорить их Себе? Не мог ли Ты давно, давно уничтожить сих единым мановением воли Своей? Что я говорю? Не мог ли Ты вовсе не дать им бытия, так как Ты предвидел от вечности их злобу? Так, Тебе все возможно: не возможно же Тебе ничтоже. Но Ты не хотел оставить их в ничтожестве потому именно, что они с течением времени употребят во зло свое бытие, свои силы. Ты столько благ, что восхотел, чтобы и они насладились сладостию своего бытия, Твоего лицезрения и созерцания Твоих прекрасных тварей. Бесы созданы были светлыми ангелами, а денница, их вождь, был самым приближенным к Богу духом. Хоть недолго, но и они вкусили сладость и животворность блаженного общения с Богом; и они вкусили, яко благ Господь (Пс. 33, 9). Если они паки и сделались врагами Божиими, в этом виноваты они сами: они не захотели оставаться в своем чине и вышли из подчинения. Зачем они не удержали, при своем светлом уме, беззаконных порывов своей крепкой воли? — И у нас между людьми Иуда был приближенным к Богочеловеку лицом. Но он так же пал от злого произволения своей воли. Итак, Боже мой, Ты мог вовсе не даровать им бытия, но по благости Своей Ты не хотел, чтобы их злоба превзошла Твою благость. Пусть и они знают и самым падением своим всем громче всякой трубы проповедуют, что Ты — благ и что они — неблагодарные, дерзкие твари; пусть знают, что если Ты еще до сих пор не совершенно покорил их под ноги Свои, хотя и можешь это сделать в одно мгновение, то не сделал это единственно по Своей благости и терпишь их до конца; пусть самая продолжительность отсрочки их наказания будет для них возмездием. Последний враг, то есть человеческий, испразднится смерть. В творении Живого Бога не должно бы быть смерти, но грех ввел ее. Поэтому, когда с пришествием Господа уничтожится грех, уничтожится с тем вместе и смерть.

Хочешь ли доказать самым ясным образом истину нашего воскресения из мертвых и образ воскресения — читай 15-ю главу 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, 50 ст.: ...Плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует. Царство Божие совсем отлично от царства человеческого, земного. Как Бог есть Дух, то и царство Его совершенно духовное и подданные этого царства — тоже существа духовные. Плоть и кровь, вообще все тленное не может иметь места в этом царстве.Ст. 53. Подобает тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие.Боже мой! Какое чудное превращение уготовляешь Ты нашим телам. Мое тело из тленного и преходящего обратится в нетленное и вечное, из смертного и удоборазрушимого в бессмертное и никогда, во веки веков, ничем не разрушимое. Итак, мне, земле и пеплу, предстоит вечное бытие? Так, вечное, но оно может быть двоякое: блаженное или мучительное. Господи! Ими же веси судьбами спаси мя, недостойного раба Твоего!2-е послание к Коринфянам святого апостола ПавлаГл. 1, ст. 3 и 4. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всяцей скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущыя во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога.Утешение Божие апостолам во всякой скорби их было так велико, с таким избытком изливаемо было в сердца их, что они способны были и других утешить во всякой скорби, как бы она ни была велика — теми же отраднейшими и всерадостными истинами, какие сообщены им были от Бога. Кто в настоящее время обладает такою способностию утешать других, не говорю, во всякой скорби (потому что ныне в иной скорби скорбящие не станут и слушать утешителя), а хотя в некоторых, не совсем сильных скорбях? Кто обладает сам такою полнотою Божественного утешения, чтобы в избытке его разлиться в утешении других? Весьма немногие, и немногие оттого именно, что редко кто из утешителей сам обладает даром Божественного утешения; а чтобы обладать им, нужно заслужить его у Бога.Гл. 4, ст. 17 и 18. ...Ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам, не смотряющим нам видимых, но не видимых: видимая бо временна, невидимая же вечна.