Творения. Дневник

Гл. 12. Петр всажен в темницу Иродом; Церковь прилежно молится о нем. Бог услышал эту молитву. Петру в темнице является Ангел. Свет облистал темницу от славы небесного посетителя; он выводит его и проводит чрез две стражи, после чего он приходит к железным воротам; ворота отворяются сами собою. (Пред каким земным царем отворялись когда-нибудь самые тяжелые железные ворота, даже простые, обыкновенные ворота!) Затем проходит одну улицу — и Ангел скрывается. Петр приходит в себя. Слава Тебе, Боже, дивный во святых Своих!

Гл. 13, ст. 15. По чтении закона и пророк (в Антиохии Писидийской), послаша начальницы сонмища к ним, апостолам, глаголюще: мужие братие, аще есть слово в вас утешения к людям, глаголите.

На этой грешной, страстной, беспокойной и скорбной земле, которая, очевидно, мимоидет, какое слово утешения можем сказать мы людям, как не слово веры, слово о будущем бесконечном царстве на небесах, ожидающем достойных! Слово веры, и только оно одно, есть поистине слово утешения к людям. Будем же его проповедовать и утешать им души благочестивые.

Ст. 38 и 39. Ведомо да будет вам, мужие братие, яко Его ради ваше оставление грехов проповедается: и от всех, от нихже не возмогосте в законе Моисеове оправдитися, о Сем всяк веруяй оправдается.

Знайте все, что ради Господа, ради Его заслуг пред правосудием Божиим, всякий может получить оставление всех грехов, какие бы кто ни имел, и быть праведным правдою Христовою, лишь бы веровал в Господа и Его заслуги и каялся в своих грехах. Слова утешения небесного так понравились жителям Антиохии, что в следующую субботу едва не весь город сошелся послушать Слова Божия. Ст. 44.

В поучение [24]

Гл. 14, ст. 8—11, 15—18. Некто муж в Лист рех немощен ногама седяше, хром от чрева матере своея сый, иже николиже бе ходил. Сей слышаше Павла глаголюща: иже воззрев нанъ и видев, яко веру имать здрав быти, рече велиим гласом: тебе глаголю во имя Господа Иисуса Христа, встани на ногу твоею прав (прямо). И абие возскочи и хождаше. Народи же видевше, еже сотвори Павел, воздвигоша глас свой, ликаонски глаголюще: бози уподоблъшеся человеком снидоша к нам.

Варнаву провозглашают Юпитером, а Павла — Меркурием, потому что он был первым в слове. Жрец Юпитера-истукана, бывшего в Предградии, привел юнцов, принес венцы к воротам и вместе с народом хотел приносить жертву Павлу и Варнаве. Так твердо и непоколебимо было убеждение жрецов и народа в том, что Павел и Варнава — действительно суть боги, сошедшие на землю в образе человеческом! Так очевидно и несомненно было чудо, совершенное Павлом! Павел и Варнава бросаются в народ, взывая и говоря: мужие, что сия творите? И мы подобострастна есма вам человека, благовествующа вам от сих суетных обращатися к Богу Живу, Иже сотвори небо и землю и море и вся, яже в них: Иже в мимошедшыя роды оставил бе вся языки ходити в путех их: и убо не несвидетелъствована Себе остави, благотворя, с небесе нам. дожди дая и времена плодоносна, исполняя, пищею и веселием сердца наша. И сия глаголюща, едва устависта народы не жрети има.Такова была сила убеждения в действительности чуда и в нечеловеческом происхождении Павла и Варнавы. Замечательно, что Павел и Варнава, увидевши, что их приняли за богов и хотят приносить им жертву, с силою и поспешностию устремились в толпу народа с тем, чтобы остановить их безумие. Они боялись, чтобы народ как-нибудь в самом деле не воздал им Божеской чести, так как восхищать честь, подобающую Единому Богу, весьма грешно, дерзко и глупо, и апостолы имели пред глазами пример Ирода, который, по гордости позволивший ласкателям в храме назвать себя Богом, поражен был за это Ангелом и, быв изъеден червями, умер. Апостолам ли не бояться было оскорбить Живого Бога восхищением себе Его чести! Еще замечательно то обстоятельство, что апостол Павел решился исцелить хромого, потому что видел яко веру имать здрав быти, и сам исцеляет его с крепкою верою во всемогущество и благость Христову, выражая ее гласом велиим: Тебе глаголю... Все делается по вере в Господа Иисуса, как Творца и Начальника всего: и болезни врачуются, и природа побеждается, и демоны прогоняются. Как какой-нибудь сложный механизм, построенный рукою искусного механика и от чего-нибудь попортившийся, незнающему нельзя привести в полное и правильное действие и он легко может повредить в нем рычаги, колеса и пружины, если бы он захотел исправить его без самого механика, который один знает законы своей машины, — так и вообще всякому человеку невозможно свободно и с полным знанием дела исправлять недостатки в человеческой природе — этом премудром механизме Небесного Творца, без Его всемогущего участия, а для того, чтобы удостоиться этого участия, нужно иметь веру Божию, живую и деятельную, которая не признает ничего невозможным для Бога и которая есть само дело.Ст. 22. ...Многими скорбъми подобает нам вни ти в Царствие Божие.Гл. 15, ст. 18—19. Разумна от века суть Богови вся дела Его. Сего ради аз сужду не стужати от язык обращающимся к Богу (слова апостола Иакова).Вот где начало нашего спасения [25], прежде же всего, разумеется, в предвечном совете Божием. Бог от века предопределил нас ко спасению: разумна суть от века Богови вся дела Его.Гл. 16, ст.18. ...Запрещаю ти именем Иисуса Христа, изыди из нея. И изыде в том часе.Такова сила страшного для демонов имени Господа Иисуса.