Творения. Дневник

Ты давно сотворил ангельский мир и не умножаешь его более: разом явилось славословить Тебя Небесное воинство, а людей Ты не престаешь умножать; Ты завел однажды машину деторождения, и по Твоей воле, по Твоему всемогущему слову она неизменно и постоянно действует доныне под Твоим охранительным Промыслом. Люди родятся, растут, умирают, на место их являются другие. Как это чудно, божественно! Земля, полная жизни, кипит миллионами людей. Так на земле. А что в безмерном океане оном, где Ты миров пустил в ход миллионы?

Отлично! [30]

Гл. 36, ст. 7. Бяху имения их (Иакова и Исава) многа, еже жити вкупе: и не можаше земля обитания их вместити их, от множества имений их.

Так богаты были два брата, что на земле, на которой они жили, не могли поместиться их имения. Теперь совсем не то: теперь дорог клочок земли, и разбогатеть так уже нельзя.

В 37-й главе излагается история Иосифа. В ней есть много черт, по которым невольно переносишься к возлюбленному Сыну Отца Небесного — Господу нашему Иисусу Христу. Особенно замечательно сходство в лицах, продавших Иосифа и Господа. Оба — Иуды, и оба продали за деньги.

Гл. 39. Господь благословляет дом или город ради одного человека благочестивого. Так из-за Иосифа Господь благословил дом Пентефрия, его господина: быстъ благословение, говорится, на всем имении его в дому и в селех его. Так ради Иакова Он благословил дом Лавана.

Ст. 9. ...Како сотворю глагол злый сей и согрешу пред Богом?

Ты, человек, представляешь ли себе так же живо присутствие Божества, как Иосиф? Боишься ли, чтобы не оскорбить Его, делать дела недобрые, очищаешь ли мысль и сердце свое от нечистот, которые то по воле, то против воли нашей почти постоянно вторгаются в нашу душу? Когда тебе советуют сделать какое-либо зло, говоришь ли ты, подобно Иосифу: како сотворю глагол злой сей и согрешу пред Богом?Иосифа по клевете жены Пентефриевой ввергают в темницу, но и туда с Иосифом следовал Сам Бог и возлил на него новую милость. Как Пентефрий прежде поставил его над всем домом своим, так теперь начальник стражей отдал темницу в руки Иосифу. Так и ты, человек, благоугождай Господу и не бойся никаких врагов: аще Бог по нас, кто на ны? (Рим. 8, 31).Гл. 40. Иосиф толкует сны старейшине виночерпиев и старейшине хлебодаров двора фараонова, вверженных в темницу за некоторые вины. Старейшина виночерпиев возведен в прежнее достоинство, а старейшина хлебодаров повешен на дереве, как предсказал Иосиф.Гл. 41. Иосиф толкует сны фараону о изобилии и о голоде; царь сделал Иосифа почти равным себе, кроме престола: поставил его над всей землею египетскою и, сняв перстень с руки своей, возложил его на руку Иосифову и одел в одежду червленую и повесил золотую гривну на шею ему, посадил его на колесницу свою вторую (а фараоны имели пышные колесницы) и велел ходить пред ним герольду. Такова милость Господа к боящимся Его. Настают семь лет изобилия: хлеба ежегодно собирают множество, так что, наконец, не могут счесть от множества. Приходят и семь голодных лет: повсюду стали голодать; все обратились к фараону с просьбою о хлебах. Фараон всех отсылал к Иосифу.Господи, Творче неба и земли! Как Ты дивен в путях Своих! Не из-за одного ли раба Твоего Иосифа, не ради ли показания в нем всему свету того, как награждается добродетель, -— сделал Ты семь лет изобилия и семь лет голода по всей земле? Не для того ли, чтобы чрез это грозное явление природы, имущей иссушенные сосцы свои, осуществить сон раба Твоего Иосифа, который предвещал поклонение ему отца и братьев его? Для Тебя, Господа земли, ничего не стоит сделать это ради одного верного раба Твоего. Когда Ты захочешь наградить добродетель, Ты наградишь ее по-Божески.Гл. 42. Братья Иосифа приезжают в Египет за пшеницей, Иосиф узнает их, а они не узнают его; Иосиф притворяется и принимает их за соглядатаев, те запираются; он всаживает их в темницу на три дня. Потом, оставив одного, остальным велит отвезти в Ханаан купленную пшеницу и привезти Вениамина. Они приезжают и рассказывают престарелому Иакову все, как было.Гл. 43. Старец долго не соглашался отпустить Вениамина. Наконец, уступил настойчивому требованию и явной необходимости. Они приехали в Египет с Вениамином и с дарами. Иосиф принял их ласково и, увидевши единоматернего брата своего, не мог удержаться от слез. Угощение было предложено богатое: все пили и упились.