Творения. Дневник

Вспомни, как горяча была любовь твоя ко Господу прежде и как охладел ты к Нему теперь, несмотря на то что ты ныне пользуешься большими благодеяниями Его и имеешь больше побуждений и средств выразить любовь свою к Нему. Смотри: Господь имеет на тя, яко любовь твою первую оставил ecu: помяни убо, откуду спал ecu, и покайся, и первая дела сотвори. Если же нет — Он придет к тебе скоро и двигнет светильник твой — душу твою от места своего.

Гл. 3, ст. 1. ...вем твоя дела, яко имя имаши яко жив, а мертв ecu. 2. Буди бдя и утверждая прочая, имже умрети: не обретох бо дел твоих скончаных пред Богом Моим. 3. Поминай убо, како приял ecu, и слышал ecu, и соблюдай и покайся. Аще убо не бдиши, прииду на тя яко тать, и не имаши почути, в кий час прииду на тя.

Мы часто думаем о себе, что мы благочестивы и составляем живые члены Церкви, а на самом деле мы мертвы, грех как бы неведомо для нас самих живет в нас и разрушает постепенно жизнь нашей души и тела. Весьма часто, начавши хорошо духовную, богоугодную жизнь, мы потом расслабеваем и, таким образом, не доканчиваем своего дела. Буди верен, сказано, до смерти и дам ти живота венец. Чтобы не расслабевать в делах добродетели, надобно непременно испытывать свою веру, како приял и слышал, соблюдать принятое и — каяться в том, что оставил, словом; надобно бдеть над собою — над своим умом, волею и сердцем. В противном случае Домохозяин придет к нам как тать и строго взыщет с нас за то, что мы не делали заповеданных Им дел.

Ст. 11. Се, гряду скоро: держи, еже имаши, да ииктоже приимет венца твоего...

Ст. 15. Вем Твоя дела, яко ни студен ecu ни тепл: о, дабы студен был ecu или горящь тако, понеже тепл ecu, и ни студен ecu ниже горящь, имам тя изблевати из уст Моих.

Надобно, чтобы я был чем-нибудь определенным, а не тем, что называется хаосом, смесью, брожением, в котором все кое-как перемешано и бродит в беспорядке. Чего ожидать доброго от человека, который душею своею представляет беспорядочную смесь доброго с худым, который делает частию добро, но не прочь и от зла. Это состояние опасное: оно означает нравственное бессилие, расслабление. Лучше в этом отношении человек с крайностями: либо холодный, либо горячий. Тут, по крайней мере, есть что-то определенное, чему можно дать определенное место: или — вечный тартар, или — Царство Небесное. Господь говорит о человеке ни холодном, ни горячем: имам изблевати тя. Люди представляются как бы заключенными в Боге, Который одних вмещает в Себя, а других извергает из Себя. Праведники действительно некогда будут жить в Боге и с Богом: этим объясняется та неизъяснимо высокая степень блаженства, какую будет иметь каждый праведник, хотя бы она и была у некоторых сравнительно с величайшими праведниками — низка. И теперь мы некоторым образом живем в Боге: любяй в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает. Впрочем, это относится к людям добродетельным. Но так как весь видимый мир есть дело Божие и Бог всюду находится в мире — в Своих делах и промышлении, то на этом основании можно сказать, что все люди находятся в Боге. Посечение бесплодных смоковниц — людей, не приносящих плодов добродетели, есть то изблевание из Себя, о котором говорил Бог в Апокалипсисе.

...Глаголеши, яко богат есмъ... Совещаю купити тебе от Мене злато разжжено огнем, да обогатишися, и одеяние бело, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея (ст. 17—18).

Злато — благодать Божия; одежда — дела добрые; срамота наготы — грехи. Коллурием помажи очи твои, да видиши — просвещение Божественное.Ст. 19—20. Аз, ихже аще люблю, обличаю и паказую. Ревнуй убо и покайся. Се, стою при дверех и толку...Ст. 21. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его.Побеждай, человек, твои страсти, чтобы тебе заслужить венец правды. Борьба со грехом и страстями неизбежна в этой жизни; если ты без борьбы уступаешь над собою победу диавол у, плоти или миру, ты виноват, ты враг самому себе. Ты не увидишь Царства Небесного, если не будешь стараться побеждать. А чтобы побеждать тебе врагов твоих — для этого нужно упражняться в борьбе и умудряться в изыскании средств к победе. Даром ничто не дается.Гл. 4, ст. 9 и далее. Егда даша животная (четыре — одно подобное льву, другое — тельцу, третье — человеку, четвертое — орлу летящему) славу и честь и благодарение Седящему на престоле, Живущему во веки веков, падоша двадесять и четыре старцы пред Седящим на престоле, и поклонишася Живущему во веки веков, и положиша венцы своя пред престолом, глаголюще: Достоин ecu, Господи, прияти славу и честь и силу, яко Ты ecu создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена.На небе воздается непрестанно слава Господу; люди праведные вторят славе Божией, воздаваемой таинственными животными, изображающими Силы небесные: Достоин Ты, говорят, Господи, прияти славу и честь и силу, яко Ты ecu создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена.Так на небе преисполняются вечными чувствами благодарности и гремят вечный глас славословия Силы небесные и люди праведные. А на земле? Тут почти люди забыли, что их земля и сами они — созданы Богом и едва-едва иногда вспоминают о долге благодарности и славословия Творцу — и то по призыву святой Церкви, которая есть зачаток (лишь [31] зачаток) Царства Небесного на земле. Блаженна земля, что на ней, по крайней мере в храмах Божиих, раздаются славословия Вседержителю. Без храмов Божиих земля была бы мерзостию запустения.