Творения. Дневник

Следующая и последняя глава необыкновенно живописна и торжественна.

Гл. 5. Совлецы, Иерусалиме, ризы плачевныя... и облецыся в лепоту славы, яже тебе быстъ от Бога во век. Облецыся во одежду правды, яже от Бога, возложи венец на главу твою славы Вечнаго. Бог бо явит всей поднебесней твою светлость. Наречется бо от Бога имя твое во веки: мир правды и слава благочестия. Востани, Иерусалиме, и стани на еысоце, и поглядай на востоки, и виждь собраная чада твоя от восток солнца до запада словом Святаго, радующаяся Божиею памятию (что Бог вспомнил об них). Изыдоша бо от тебе пеши ведоми от врагов, введет же я Бог к тебе несомых со славою, яко сыны царства. Совеща бо (повелел) Бог смиритися всяцей горе высоцей и холмом вечным, и юдолиям наполнитися в равенъ земную, да идет Израиль утвержен славою Божиею. Осениша же и дубравы и всяко древо благовонством Израилю, повелением Божиим. Предъидет бо Бог Израилеви и со веселием, светом славы Своея, с помилованием и правдою, яже от Него.

Как прекрасно живописуется благоволение Божие к помилованному Израилю. Как торжествен и величествен тон речи пророка Божия. Из его речи ясно видно, что он — истинный пророк Бога всемогущего, Творца неба и земли. Какая вообще велелепота и красота Божественная в писаниях Откровенного Слова! Слава Тебе, Боже, благоволивший открыть нам в писаниях боговдохновенных мужей святую волю Твою!

Конец книги пророка Варуха. Глав имеет 5.

Декабря 24 дня 1856 года

Мысли при чтении Книги Бытия

(продолжение)

Гл. 45, ст. 7—8. Иосиф говорит братиям своим: Посла мя Бог пред вами оставити вам останок па земли и препитати ваш останок велий... Не вы посласте мя семо, но Бог: и сотвори мя яко отца фараону и господина всему дому его и князя осей земли Египетстей.Дивны судьбы Твои, Вседержавный Боже! Неминного, молодого, беззащитного отрока продают купцам проезжим. Кто мог подумать, что этот отрок будет со временем спасителем всего рода израильского от конечного его истребления голодом? Бог призрел на обижаемую невинность и наградил терпение Своего праведника истинно поПожески. Как Владыка всей земли, царей и народов, Он сделал его самым приближенным к царю, яко отца фараону и господина всему дому его и князя всей земли Египетстей. Как хорошо благоугождать Богу! Ни один земной царь не наградит гпк своих усердных слуг, как Господь Своих угодников. За что больше благоволил Господь к Иосифу? За его простосердечие, невинность, богобоязненность. Како сотворю глагол злый сей, говорил он дерзкой госпоже, жене Пентефрия, и согрешу пред Богом? Будь и ты таким же, и Владыка твоей жизни будет благоволить тебе.Гл. 46, ст. 2—4. Рече Бог ко Израилю в видении пощию, глаголя: Иакове, Иакове. Он же рече: что <-сть? Он же рече ему: Аз еемь Бог отцев твоих, не убойся изыти во Египет: в язык бо велий сотворю т я тамо: и Аз сниду с тобою во Египет, и Аз возведу тя до конца: и Иосиф возложит руки своя на очи твои.Как хорошо было жить патриархам еврейским под ближайшим руководством Самого Бога! Престарелому Иакову нужно выбраться из своей земли — по причине голода — в Египет, но он боится оскорбить этим Бога, Который, как Царь народа израильского, Сам распоряжается и местом его жительства. Бог является ему Сам и ободряет его утешительными словами: не убойся изыти во Египет. «Я, — говорит, — сделаю там из тебя многочисленный народ. Я с тобою пойду в Египет и буду руководствовать тебя до конца. Ты помрешь прежде Иосифа, и Иосиф, возлюбленный сын твой, закроет помертвевшие очи твои». С какой радостию и чувством совершенной безопасности шел Иаков в Египет, будучи предуведомлен о своей будущности! Всякий страх должен был исчезнуть, и все существо старца должно было трепетать несказанною радостию. Он шел к возлюбленному сыну, которого считал давно погибшим. Будущее не тревожило его: оно было ему известно почти так же, как настоящее. А неизвестность будущего в подобных случаях всего более тревожит нас и уменьшает нашу радость. В словах Господа Иакову виден Творец и всеблагий Промыслитель народов.Гл. 47, ст. 9. Рече Иаков фараону: дние лет жития моего, яже обитаю, сто тридесятъ лет: малы и злы быша дние лет жития моего: не достигоша во дни лет жития отец моих, яже дни обиташа.Так, Иаков Богоборец, друг Божий, жил на земле меньше отцов своих и при всей краткости своей жизни он провел ее в самой глубокой горести. Не смущайтесь же, люди праведные, если временное пришельствие ваше на земле исполнено горестей и разных несчастий. Всеблагий Господь не забывает, но помнит вас. Легкое печали тииея, по Апостолу, тяготу вечныя славы соделовает вам (2 Кор. 4, 17).У Господа нашего такой закон, что блаженствовать можем мы не иначе, как потерпевши много г оря: многими скорбями подобает... за грехи. На историю Иосифа можно смотреть как на образец домостроительства нашего спасения. Иаков представляет Отца Небесного; Иосиф — Сына Божия, Который есть перворожден во многих братиях; братья Иосифа — род человеческий или тех людей, которые от плоти его и от костей его по вере в Него и по причащению Тела и Крови Его.