Творения. Дневник

Зачем я боюсь в день несчастия? Оттого, что я грешник, оттого, что грехи мои окружают меня, как лютые псы.

Ст. 7 и 8. Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися: брат не избавит, избавит ли человек; не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея.

От суда Божия никто не защитит нас: ни брат, ни отец, ни вообще никакой человек. Потому что они даже за себя не могут дать Богу выкупа, цены избавления души своей, не только за других.

Ст. 11. ...безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях.

Действительно, безумны богачи, богатеющие не в Бога, а в себя, в плоть свою, потому что целую жизнь собирают они богатство свое для того, чтобы по смерти оставить его, против своей воли, часто — чужим людям. Жилища их —как гробы но все время их жизни. Со своею страстию они постепенно тлеют в них и зловонием алчности и скупости заражают ту сферу общества, в которой они живут и действуют. Гробы обыкновенно тесны, и богачи утесняются, по Апостолу, во утробах своих. Но как неисследимы судьбы Божии: селения таких людей бывают часто долговечны, и по их имени называются селения и земли! Значит, окончательное воздаяние по заслугам каждого будет в другом свете, или на другой земле, земле живых.

Ст. 17. Не убойся, егда. разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его: яко внегда цмрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его. Яко душа его в животе его благословится.

Ты кланяешься, раболепствуешь пред богачом. Что это значит? Для чего это? Ты ожидаешь от пего себе покровительства, пособия? Так, но если он гордый, бесчувственный богач, оставь его, пусть его серебро будет с ним на погибель его! Разве только он один, как какое божество, богат всем, хотя не богат одною милостию. Обратись к Богу, или к честным трудам, или к тому и другому имеете, или же к добрым и милосердным богачам. Неда, если человек богатый не богат одною милостию. Он сам это увидит на одре болезни своей, особенно же на одре смерти: личина спадет тогда с его богатства, и он увидит его так, как оно есть само в себе — грудою бездушного, ни к чему уже теперь не годного для него металла, только в животе его душа его не знала, как ублажить себя, но вот настал страшный час смерти: и он не возмет вся, ниже снидет с ним слава его.

Пс. 49, ст. 8, 9 и далее. Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо Мною суть выну: не прииму от дому твоего телцев, ниже от стад твоих козлов. Яко Мои суть ecu зверие дубравнии, скоти в горах и волове: познах вся птицы небесныя, и красота селная со Мною есть. Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча? Или кровь козлов пию? Пожри Богови жертву хвалы и воздаждъ Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя.Поистине боговдохновенные псалмы. Если бы Дух Божий не говорил устами Давида, он не мог бы сам так величественно говорить: «Я не стану обличать тебя в том, что ты не надлежащим образом приносишь Мне жертвы. Я вижу их: они пред Моими глазами постоянно. Нет, Мне даже не нужны тельцы из дома твоего или козлы от стад твоих. Хотя ты называешь их своими, а они — на самом деле Мои. Мои все звери дубравы, скоты, пасущиеся в горах, и волы. Я знаю по именам всех птиц небесных — и все растительное царство присуще Мне, как на ладони. Если бы Я взалкал, не сказал бы тебе об удовлетворении Моего голода, потому что Моя вся вселенная и все, что наполняет ее».Как это божественно, возвышенно! Чего же хочет Бог от человека, если Ему не нужны наши жертвы, потому что они состоят из материалов, взятых из Его же сокровищницы? А вот чего: возблагодари Бога за Его бесчисленные дары тебе, прославь Его за Его благость: пожри Богови жертву хвалы. Исповедуй, что все твои блага — Его дары, и помолись, чтобы Он не лишил тебя их и вперед: воздаждь Вышнему молитвы твоя. А когда Он посетит тебя лишением какого-либо блага и пи будешь в скорби, тогда призови Его — и Он плбавит тебя, и ты снова прославь Его: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя.Ст. 16, 17 и далее. Грешнику же рече Бог: векую ты... восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел ecu наказание и отвергл ecu словеса Моя вспять.Смотри, помни, человек, что ты недостоин иметь ил языке своем слова завета Божия, если ты грешник, ненавидящий наставления, и если отвергаешь словами и делами слова Творца и Судии Тмоего.Ст. 23. Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое.Нудем же славословить Господа: быть может, во гласе нашего славословия Бог явит нам спасение Свое.