Творения. Дневник

Так как всякий из нас за себя даст ответ Богу, то мы не должны судить чужие поступки, а думать чаще о том, как бы не соблазнить своего брата, для того, чтобы не погубить и его, и себя.

Ст. 17. Несть Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе.

Гл. 15, ст. 1 — 3. Должни есмы мы сильнии (в силах) немощи немощных носити и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию. Ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношение поносящих Тебе нападоша на Мя.

Итак, по примеру Иисуса Христа, мы должны непременно носить на себе немощи немощных и не думать о своих выгодах, когда дело идет о помощи ближнему. И как хорошо это делать! Мы подражаем в этом случае Самому Господу, Который, конечно, наградит по-Божески усердие верных Своих слуг, служащих своим братиям, а Его словесным овцам, для которых Он сошел на землю, пострадал и умер.

1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Гл. 1, ст. 20—21. ...Не обуй ли Бог премудрость мира сего? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих.

Что значит премудрость мира сего? Это премудрость стихийная, земная, которая далее тесных для духа пределов земли ничего не видит и не понимает, которая премудра на зло человеку, на устроение ему вечной погибели и совершенно слепа и глупа, чтобы вести его к истинному счастию. Так как по своей слепоте она не видит света небесной премудрости и не может принять его, то в своей глупой самомнительности почитает небесную премудрость буйством, чем-то нездравомысленным, нелепым. Но терпит ли что от этого премудрость Божия, спасающая людей? Нисколько. —

Кроме того, пред людьми всегда была открыта полная премудрости Божией вселенная; пред ними были исполненные премудрости Писания: Закон, Пророки и Псалмы. Если они в этих делах премудрости Божией не уразумели Бога, то чем же нужно было их привести к спасительному познанию о Нем? Не другим чем, как буйством проповеди — средством, противоположным для премудрых мира, но в существе своем самым премудрым у Бога (ст. 25, 27—29): буее Божее премудре человек есть... Буля мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая: и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит... Яко да не похвалится всяка плоть пред Богом.Гл. 2, ст. 7—9. ...Глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме (первые в мире, коноводы [18]): аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли. Но якоже есть писано: ихже око не виде...Внимай, человек, чаще этой премудрости; в ней для тебя отрада и утешение в скорбях земной, мимолетной жизни. Эта премудрость есть спасение мира крестною смертию Сына Божия.Гл. 3, ст. 16—17. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы.Бойся же, человек, осквернять свое тело чем бы то ни было: оно — Божий храм; оно — не твоя собственность, потому что создано Богом, и главное — куплено вместе с душою твоею ценою Крови Сына Божия. Потому-то и обитает в нас Дух Божий, что мы — не свои, а собственность Сына Божия. — Будем держать себя в чистоте, приличной всеочищающему, всесовершенному, Животворящему Духу.Λογιζέσθω [19].Гл. 4, ст. 1—3. Тако нас да нетцует человек... Мне не велико есть, да от вас истяжуся, или от человеческаго суда: но ни сам себе востязую... Востязуяй же мя Господь есть.