Толкования Евангелия от Матфея

Стих 1. Яже прияша светилники своя и изыдоша в сретение жениху. Девичий светильник — это чистота, происходящая от девства. Жених — Христос, как сильно любящий и сильно любимый. Вышли навстречу, потому что ожидали этой встречи.

Стих 2 — 4. Пять же бе от них мудры и пять юродивы. Юродивыя же, приемшя светилники своя, не взяша с собою елея: мудрыя же прияша елей в сосудех со светилники своими. Елеем называет добродетель милосердия. Справедливо тех назвал неразумными, потому что они, победив сильную и пылкую телесную страсть и перенеся больше труда, были побеждены скупостью, между тем как та борьба — жестокая и насильственная. Других же назвал мудрыми, потому что они не подверглись тому, чему подверглись неразумные. Григорий Богослов в некоторых из вышеприведенных слов находил повод побуждать к крещению; но то и другое объяснение — хорошо.

Стих 5. Коснящу же жениху, воздремашася вся и спаху…, коснящу по причине замедления Второго Пришествия. Под дреманием здесь нужно разуметь последнее издыхание, а под сном — смерть.

Стих 6. Полунощи же вопль бысть: се, жених грядет, исходите в сретение его. Сказал: в полночь, или опять указывая на внезапность и неожиданность, или показывая, что воскресение мертвых будет ночью. То, что здесь названо воплем, апостол Павел назвал повелением и гласом Архангела (1 Сол. 4, 16). Исходите, т. е. из гробов.

Стих 7. Тогда восташа вся девы тыя и украсиша светилники своя. Встали все, но украсили светильники свои мудрые, и украсили их, конечно красотой елея.

Стих 8. Юродивыя же мудрым реша: дадите нам от елеа вашего, яко светилницы наши угасают. Неразумно было также и надеяться получить там для украшения своих светильников елея, который был приобретен другими. Угасают — помраченные тьмой немилосердия. Немилосердных многие называют иногда темными.

Стих 9. Отвещаша же мудрыя, глаголюща: еда како не достанет нам и вам… Это было вполне благоразумно. Слова эти показывают, что никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно ее для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут. Это показывает ответ их.

Стих 9.…Идите же паче к продающим и купите себе. Так как они по разумной причине не могли дать, то по человеколюбию подают им совет. Продающие — это нищие, но в такое время они не продают.Стих 10. Идущым же им купити, прииде жених… Пытались уйти, но не могли. И эти слова показывают, что тогда бесполезно будет стремление к добродетели.Стих 10.…И готовыя внидоша с ним на браки, и затворены быша двери. Брак есть общение Царства Небесного и жизнь со Христом.Стих11. Последи же приидоша и прочыя девы, глаголюща: господи, господи, отверзи нам. Думают, как девы, войти.Стих 12. Он же отвещав рече им: аминь глаголю вам, не вем вас. "Я не узнаю, — говорит, — вас, так как светильники ваши потухли". Под знанием разумей здесь признание своими. Ни одного немилосердого не признает Своим милосердый Христос. Увы! после стольких трудов, после такой борьбы, после стольких знаков победы над неразумной природой они отвергнуты за немилосердие. Если же кто-либо, будучи немилосердным, не имеет также и девства, то какого осуждения он ни будет достоин? Нет нужды до подробности исследовать в этой притче, почему именно десять дев, какие их сосуды, что это за брачная дверь и т. п., как часто уже говорилось и в отношении к другим притчам. В этой же главе (46 ст.) написано, что сначала грешники пойдут в муку вечную, а потом праведники — в жизнь вечную, а в настоящем месте, по-видимому, наоборот: сначала вошли мудрые девы, а после уже были отвергнуты неразумные. Но ты не предполагай здесь противоречия: то место подробно говорит о порядке, а это имеет в виду другую цель, именно: показать только, что не спасет и девство, если не будет соединено с милосердием, — что добродетель одного не поможет тогда другому, — что стремление к добродетели в это время уже будет напрасно, что сами осужденные, хотя бы и сильно умоляли, не преклонят на милость Судью. Все же остальное присоединено сюда только для того, чтобы убедительнее была притча. Не сказал даже того, что неразумные были отосланы для наказания, потому что здесь не рассуждает об это подробно.Стих 13. Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет. Часто присоединяет это, показывая, что вследствие неизвестности последнего дня и часа весьма необходимо постоянно помнить об этом.Стих 14 — 15. Якоже бо человек некий отходя призва своя рабы, и предаде им имение свое: и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его… Эта притча подобна вышеприведенной о верном и благоразумном рабе, но только иначе выражена. Она говорит о тех, которые получили от Бога дары учительства (названные здесь талантами вследствие драгоценности своей), и затем или воспользовались ими и принесли прибыль, или же закопали и потому не принесли никакой прибыли. Итак, говорит, что Сын Человеческий позвал рабов Своих, подобно человеку, отправляющемуся в чужую страну, и одному дал пять талантов, т. е. много, потому что дары учительства различны, как исчислил их апостол Павел, — другому дал два таланта, т. е. мало, а третьему — только один. Рабами этими можно назвать епископов и учителей церковных. Далее присоединяет и причину неравенства в распределении, именно: силу и способность каждого.