НОВЫЙ ЗАВЕТ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

16:23,24. См. коммент. к 14:12-14, особенно об использовании «имени» в молитве.

16:25-28. Еврейские учителя, следуя традиции ветхозаветных книг мудрости, часто использовали в процессе обучения притчи и загадки. Хотя ученики еще не готовы полностью осознать сущность новых отношений с Богом, о которых говорит Иисус (16:12), Он подготавливает их к этому.

16:29,30. В контексте четвертого Евангелия способность Иисуса предугадывать вопросы прежде, чем они прозвучат, свидетельствует о Его необыкновенной проницательности; см. коммент. к 1:42 и 2:24,25.

16:31,32. Предсказание «рассеяния», возможно, связано с Зах. 13:7 (ср.: Мф. 26:31). В Ветхом Завете часто упоминается рассеяние Божьей паствы в отсутствие верного пастыря (ср., напр.: Ис.53:6; Иер. 

23:1; 50:17;Иез. 34:6.12,21; Пс. 118:176; 1 Мак. 12:53).

16:33. Этот стих отражает драматический момент в жизни первых христиан, которые верили, что окончательная победа будет достигнута, как утверждали еврейские пророки и учителя, с приходом Мессии; но в то же время осознавали, что Мессия уже пришел, и тем самым уже ознаменовал победу в разгар нынешних испытаний.

17:1-5 Иисус отчитывается перед Отцом о совершении Своей миссии

В этой молитве Иисус провозглашает Свое единство с Отцом и причастность к Его славе в образе предвечной премудрости (ср.: 1:1-18). Из 12:23—33 явствует, что Его возвращение ко всей полноте этой славы возможно только через крест.17:1. Во время молитвы было принято обращать взгляд к небу (ср.: Пс. 120:1; 122:1). «Прославление» имеет здесь двойное значение, являя еще один пример использования игры слов в этом Евангелии; см. коммент. к1:14 и 12:23—27. Если Моисей только отражал Божью славу (Исх. 33, 34), то Иисус будет прославлен той славой, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (17:5).17:2. В Ветхом Завете понятие «плоть» также используется как синоним человека, человечества. Бог обещал дать власть избранному Им правителю (Ис. 9:6,7; Дан. 7:13,14) только в конце времен; на этом фоне смерть и воскресение Иисуса являют собой не события человеческой истории, а кульминационный момент в истории мироздания, знаменующий наступление нового мира.17:3. О знании Бога см. в коммент. к 10:4,5. В других еврейских текстах, написанных по-гречески, знание Бога также отождествляется с вечной жизнью (напр.: Прем. 15:3); здесь же условием вечной жизни являетсязнание Бога через Иисуса Христа.17:4,5. О «совершении дела» см.: 4:34 и .19:30. В Ветхом Завете Бог говорит, что никому не даст Своей славы (Ис. 42:8; 48:11), поэтому мольба Иисуса о Своем прославлении славой Отца свидетельствует о Егопритязании на божественность. В иудаизме существовала только одна категория, в свете которой можно было истолковать это притязание Иисуса: к Божьей славе была причастна, и в каком-то смысле отождествлялась с нею, предвечная Божья премудрость (Прем. 7:25—29). Иудео-христианские читатели Иоанна могли истолковать природу Иисуса в аналогичных (несмотря на превосходство Иисуса над одним из божественных атрибутов) терминах (см. коммент. к 1:1-18).17:6-19 Молитва Иисуса за Своих учениковЭтот раздел посвящен неизбежному конфликту между последователями Иисуса и миром. Последователи Иисуса предстают здесь в роли, которая, судя по дошедшим до нас еврейским описаниям конца света, предназначалась Израилю или — согласно "Свиткам Мертвого моря — его верному остатку (сынам света); они составляли полное число праведных, и как таковые были преследуемым меньшинством в обществе.