Толкование на паремии из книги Бытия
Гл. 50. ст. 1. 2. И припад Иосиф на лице отца своего, плакася (горько) о нем, и облобыза его. И повеле Иосиф рабом своим погребателем погребсти отца своего: и погребоша погребателие Израиля.
Иосиф припаде на лице отца своего, конечно для того, чтобы закрыть ему очи, как Господь обещал Иакову, утешая его (Быт. 46, 4). Под погребением, которое Иосиф приказал устроить для отца своего, разумеется не перенесение тела с обычными церемониями в усыпальницу, которое совершено, как увидим, после, — а собственно приготовление к погребению. Это приготовление состояло в набальзамировании. Погребатели — класс людей, занимавшихся этим искусством с целью предохранять тела от гниения. Для сей цели они употребляли разные благовонные смолы и бальзамы, и ими натирали трупы снаружи и наполняли их внутри, для чего предварительно вынимали из головы мозг через ноздри, а внутренность чрева через отверстие в левом боку. Набальзамированное тело погружаемо было в селитру, потом обвивалось полотном, покрывалось смолистым веществом и полагалось в ящик. Приготовленные таким образом тела называются мумиями, которые до сих пор находятся в Египте. У египтян бальзамирование имело связь с поверьем, будто душа не удаляется от тела, пока оно не сгниет. Иосиф, без сомнения, не разделял этого поверья и приказал набальзамировать тело своего отца единственно для того, чтобы оно во время продолжительных обрядов оплакивания его и перенесения в Ханаан не издавало неприятного запаха. Погребатели (бальзамировщики) были, обыкновенно, люди свободные и за свою работу получали условленную плату. Но у такого вельможи, как Иосиф, они принадлежали к числу его рабов.
3. И исполнишася ему Четыредесять дний: тако бо исчисляются дние погребения. И плакася его Египет семьдесят дний.
Бальзамирование Иакова продолжалось сорок дней, но оплакивание — семьдесят дней, со включением 40 дней бальзамирования. Оплакивание покойника состояло в следующих обрядах: мужчины и женщины пачкали себе лицо и голову грязью, ходили по городу с распущенными волосами, в дырявых рубищах, ударяли себя в обнаженную грудь, наполняли воздух криками крайней горести, удалялись от бань, вина, мяса и всякого вида неги. Египтяне оплакивали таким образом чужого для них человека единственно из уважения к своему благодетелю — Иосифу.
4. 5. 6. Егда же преидоша дние плача, глагола Иосиф ко вельможам фараоновым, глаголя: аще обретох благодать пред вами, рцыте о мне во уши Фараону, глаголюще: отец мой закля мя прежде скончания (своего), глаголя: во гробе, егоже ископах себе в земли Ханаани, тамо мя погреби. Ныне убо возшед погребу отца моего и возвра–щуся. И рекоша Фараону по словеси Иосифову.
И рече Фараон к Иосифу: взыди, погреби отца твоего, якоже закля тя.Глагола Иосиф к вельможам фараоновым: рцыте о мне во уши Фараону. Поелику Иосиф по окончании дней общего плача по Иакове находил нужным лично для себя продолжать оплакивание отца своего до погребения его в земле Ханаанской и ходил непричесанным, в печальных одеждах, неумытым и т. п., то ему казалось неприличным в таком виде лично явиться к фараону с ходатайством о дозволении перенести тело Иакова в Ханаан, и как все вообще сношения с фараоном он вел в это время через других, так и для этого ходатайства употребил посредников. Равно и фараон чрез других передал Иосифу свое позволение перенести тело Иакова в землю Ханаанскую для погребения в общей семейной усыпальнице, в которой заблаговременно ископано Иаковом, — приготовлено помещение для себя.7. 8. И взыде Иосиф погребсти отца своего. И совзыдоша с ним вси раби фараони, и старейшины дому его, и вси старейшины земли Египетския, и весь дом Иосифов и братия его, и весь дом отца его, и сродницы его. Овцы же и волы оставиша в земли Гесем.В погребальном шествии с телом Иакова участвовали, кроме всех членов семейства Иосифова и сродников его, ради почести, вси раби фараоновы, т. е. придворные чины, и старейшины дому его, т. е. начальники придворных чинов, и вси старейшины земли египетския, т. е. высокие особы в качестве представителей всех египетских государственных и гражданских учреждений. Так как целью путешествия в землю Ханаанскую было единственно погребение останков Иакова, а не водворение в ней детей и сродников Иакова на жительство, то домашний скот они не сочли нужным брать с собою. Оставались также в Египте малолетние их, как сказано в еврейском тексте.9. И совзыдоша с ним (Иосифом) и колесницы и конницы, и бысть полк велик зело.Колесницы и конники понадобились не только для увеличения торжественности шествия, но также для прикрытия путников от нападений в Аравийской пустыне, чрез которую лежал путь. От этого похоронное шествие походило на движение большого ополчения.