Толкование на паремии из книги Бытия

3. Поживе же Адам лет двесте тридесять, и роди сына по виду своему, и по образу своему, и нарече имя ему Сиф.

Ряд сынов Божиих в потомстве Адама открывается Сифом, который дан прародителем по смерти Авеля, вза­мен его (отчего получил свое имя — Быт 4, 5), для продол­жения благословенного племени. Впрочем, бытописатель в рассматриваемом родословии обозревает не весь род Сифа, а только тех членов его, от которых по прямой нисходящей линии произошел Ной. Линию от Сифа до Ноя Моисей избрал отчасти потому, что только этой линии суждено было продолжить существование человеческого рода после потопа, от которого уцелел один Ной с семей­ством, отчасти потому, что только в среде потомства Ноева, в избранной его части, сохранится и исполнится обетова­ние о пришествии Христа.

Роди сына (Сифа) по виду своему и образу своему. Сын походил на отца, может быть, и по наружности, но паче по благочестию. Отец хотя грехом помрачил в себе образ Божий, но покаянием старался обновить черты его, и умел достигнуть того, что премудрость, как сказано в книге премудрости Соломоновой, изведе его от греха, т. е. по­могла ему в борьбе со грехом (Прем 10,1). Сие благочестие наследовал от Адама и Сиф, и это наследие передал сыну своему Еносу, при котором, как мы видели (см. выше, на странице 104–й, VIII паремию), общество чтителей истин­ного Бога начало резко отделяться от нечестивых потомков Каина. Иисус, сын Сирахов, воспевая славных мужей вет­хозаветной Церкви, упоминает в числе их и о Сифе. Он поставляет Сифа наряду с Симом, давая разуметь, что как Сим после потопа, так и Сиф до потопа был родоначальни­ком лучших людей, пребывших верными истинному бого­почтению (Сир 49, 18).

4. Быша же дние Адамовы, яже поживе, по еже родити ему Сифа, лет седмь сот, и роди сыны и дщери. — 5. И быша вси дние Адамовы, яже поживе, лет девять сот и тридесять: и умре. — 6. Поживе же Сиф лет двесте пять и роди Еноса. — 7. И поживе Сиф, по еже родити ему Еноса, лет седмь сот и седмь, и роди сыны и дщери. — 8. И быша вси дние Сифовы лет девять сот и дванадесять: и умре.  — 9. И поживе Енос лет сто девятьдесят, и роди Каинана. — 10. И поживе Енос, по еже роди ему Каинана, лет седмь сот и пятьнадесять, и роди сыны и дщери.  — И. И быша вси дние Еносовы лет девять сот и пять: и умре. — 12. И поживе Каинан лет сто седмьдесять и роди Малелеила. — 13. И поживе Каинан, по еже родити ему Малелеила, лет седмь сот и Четыредесять, и роди сыны и дщери.  — 14. И быша вси дние Каинановы лет девять сот и десять: и умре.  — 15. И поживе Малелеил лет сто шестьдесят пять, и роди Иареда.  — 16. И поживе Малелеил, по еже родити ему Иареда, лет седмь сот и  тридесять, и  роди сыны и дщери. — 17. И быша вси дние Малелеиловы, лет осмь сот и девятьдесят пять: и умре. — 18. И поживе Иаред лет сто шестьдесят два и роди Еноха. — 19. И поживе Иаред, по еже родити ему Еноха, лет осмь сот, и роди сыны и дщери. — 20. И быша вси дние Иаредовы, лет девять сот и шестьдесят два: и умре. — 21. И поживе Енох лет сто шестьдесят пять, и роди Мафусала. — 22. Угоди же Енох Богу, и поживе Енох, по еже родити ему Мафусала, лет двесте, и роди сыны и дщери. — 23. И быша вси дние Еноховы лет триста шестьдесят пять. — 24. И угоди Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог.

При рассмотрении сего родословия должно обратить внимание: 1) на значение его для летосчисления допотоп­ного времени, 2) на долговечность патриархов и 3) на недолговечного в сравнении с ними, но особенно угодив­шего Богу Еноха.

1). Числовыми указаниями лет жизни от появления на свет одного патриарха до рождения от него другого опре­деляется продолжение времени от сотворения мира до потопа. В рассматриваемой паремии обнимается время от Адама до седьмого патриарха — Еноха. Адам родил Сифа через 230 лет по своем сотворении. Сифу было 205 лет до рождения от него Еноса; Еносу — 190 лет до рождения от него Каинана; Каинану — 170 до рождения Малелеила; Малелеилу —165 лет до рождения Иареда; Иареду 162 года до рождения Еноха; Еноху 165 до рождения Мафусала. Сложение сих чисел дает 1287 лет. Далее, за пределами рассматриваемой нами паремии, к сей сумме счисление прибавляет до потопа 969 лет (Быт 5, 26–32; 7, 6). Следст­венно от сотворения мира до потопа протекло 2256 лет.Это по летосчислению в греческом и церковно–славянском тексте Библии, проверенному с древним самаритянским и Иосифом Флавием (Библ. Ист. изд. 1852 г/стр. 24. 25). Текст греческий в летосчислении допотопного мира дает около 600 лет более, нежели еврейский, в котором каждый из первых шести патриархов является отцом на сто лет раньше, чем по счету еврейской Библии. «Трудность изъяснить удовлетворительно происхождение сей разности не препятствует чистому учению спасительного учения в Св. Писании» (Зап. на кн. Бытия).2). Долголетие патриархов, живших до потопа и после потопа до Авраама, когда жизнь человеческая начала, впро­чем, постепенно сокращаться, — подвергаемо было неко­торыми сомнению. Почитая невероятным, чтобы человек мог прожить 900, 800,700,600,500,400,300 и 200 лет, они полагали, что Моисей, по примеру древних египтян, сокращавших год в месяц, разумеет месячные годы, когда счи­тает годы патриархов. Но к такому предположению не дает ни малейшего основания повествование Моисея. Напро­тив, в его повествовании о потопе год ясно отличается от месяца в 30 дней. Он говорит: «в шестисотом году жизни Ноевой, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники бездны» (Быт 7, 11) *.Нельзя также год Моисеев сокращать в три месяца до потопа и в восемь после потопа. Повествуя о потопе, Моисей ясно полагает около 12 месяцев в году потопном Так, потоп начался в 17–й день второго месяца (по–нашему — ноября) на 600–м году жизни Ноевой и кончился в 27–й день второго же месяца на 601–м году жизни Ноевой (Быт 8, 13 14). В промежутке между началом потопа и концом его, Моисей считает 150 дней (т. е 5 месяцев) усиления потопа, потом говорит о постепенной убыли воды в 17–й день седьмого месяца (апреля), в 1–й день десятого месяца (июля), по прошествии 40 дней, через три недели, и об освобождении земли от воды в первый день первого месяца.