Толкование на паремии из книги Бытия
21. Ты же возми себе от всех брашен, яже имате ясти, и собереши к себе (и заготовь у себя), и будут тебе и оным брашно.
Не сказано, одну ли только растительную пищу надлежало припасти для всех животных, или для пищи плотоядным — других животных. Нет необходимости предполагать последнее. Если не по естественной потребности, то по нужде и будучи притом без движения, плотоядные бессловесные могли довольствоваться растительной пищей, к которой они так же могли привыкнуть, как привыкла наконец к ней домашнее плотоядное животное — кошка. Количество запасов для продовольствия людям и животным, при благословении Божием, могло быть достаточно умеренное.
22. И сотвори Ное вся елика заповеда ему Господь Бог, тако сотвори.
Ной в точности исполнил повеление Божие касательно сооружения ковчега и приготовления продовольственных запасов. Без сомнения, труд сооружения требовал продолжительного времени, судя по громадности размеров и сложности внутреннего устройства ковчега, и также потому, что труд этот разделяли с Ноем, по всей вероятности, одни сыновья. Во время строения ковчега могла продолжаться устная проповедь Ноя современникам о покаянии; но и самое строение, происходившее на виду у всех и с известной всем целью, могло служить лучшей проповедью и даже заменять словесную. Терпение и мужество, с какими Ной переносил, в продолжении времени строения ковчега, оскорбления от нечестивых и боролся с трудностями самого дела, свидетельствуют о крепкой вере Ноя в Бога и Его обетования: «ею осудил он весь мир и сделался наследником праведности по вере» (Евр 11,7).
Глава: XII. Паремия, положенная на вечерне во вторник третьей седмицы Великого поста (Быт 7, 1–5).
В сей паремии идет речь о последнем, за семь дней до начала потопа, повелении Божием Ною вступить в ковчег.Гл. 7. ст. 1. Рече Господь к Ною: вниди ты и весь дом твой в ковчег, яко тя видех праведна предо Мною в роде сем.Время, 120 лет, данное на покаяние людям, протекло. Люди не вразумлялись проповедью Ноя о покаянии и не страшились угрозы погибелью. Между тем ковчег уже был готов и осталось только семь дней до приведения в исполнение сей угрозы (ст. 4). До сих пор Ной не чуждался сношений с нечестивыми современниками, обличая и вразумляя их. Теперь Господь повелевает ему с семейством вступить в ковчег, и тем прервать всякое общение с ними, уже обреченными на погибель. Господь подтверждает Ною, что спасает его от общей погибели потому, что его одного нашел праведным, т. е. добродетельным и благочестивым между всеми его современниками.2. 3. От скотов же чистых введи к себе седмь седмь, мужеский пол и женский: от скотов же нечистых два два, мужеский пол и женский: И от птиц небесных чистых седмь седмь, мужеский пол и женский, препитати семя по всей земли.В заповеди о построении ковчега сказано, что животные должны быть впущены в ковчег по паре; теперь же, когда наступило время исполнить повеление о животных, оно выражено точнее. И теперь остается в силе прежнее распоряжение о введении в ковчег животных по паре, по четам, но прибавлено, что чистые животные должны быть в ковчеге не по одной чете от каждого рода, а по семи единиц от каждого рода, т. е. по три четы, с прибавлением одного нечетного — седьмого. И те, и другие берутся в ковчег для препитания семени по всей земли, т. е. для сохранения чрез них племени, имеющего от них расплодиться по лицу всей земли. Каких скотов и птиц считать чистыми, каких нечистыми, указано в законах Моисеевых: к чистым отнесены здесь скоты и птицы жертвенные и вместе дозволенные к употреблению в пищу, — из первых телец, овца и козел, из последних голубь (домашний) и горлица (дикий голубь). Кроме того, к чистым отнесены в законе многие четвероногие и птицы, которые назначены только для употребления в пищу, а не вместе для жертвы, — например, лань, косуля (Лев 11. Числ 6,30). Прочие животные, которых употребление в жертву и в пищу воспрещено, объявлены в законе нечистыми. Нечистых от каждого рода должно быть по одной паре в ковчеге, потому что они назначаются только для размножения рода, а чистых в большем количестве, потому что кроме сохранения и размножения рода, для чего достаточна одна пара, остальные понадобятся для благодарственной жертвы, которую Ной принесет после потопа (Быт 8,20), и для пищи, ибо после потопа Бог благословит людям мясоядение (Быт 9, 2). Но каким образом Ной мог отличить животных чистых от нечистых, прежде чем это различие указано в законе? Можно думать, что Ной получил о сем особое откровение от Бога. Впрочем, что касается животных собственно жертвенных, различие их от нежертвенных известно было людям с первых времен существования человеческого рода, также из откровения Божия. Ибо если еще до потопа люди научены были Богом приносить в жертву животных, то, конечно, Он же научил их, каких именно животных приносить в жертву. Закон Моисеев только утвердил то, что известно было в этом отношении прежде.