Города, составлявшие Пентаполь, перечислены в XIV гл. 2 ст. кн. Бытия [361], именно: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор. Писатель кн. Премудрости не точно говорит здесь о гибели «пяти городов», так как по книге Бытия XIX гл. и Втор XXIX:23 [362], погибли только первые четыре города, а Сигор остался целым. (См. Ис XV:5 [363]; Иер XLVIII:34 [364]).

7. от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души — стоящий соляной столб.

«…от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля…» Говорится о состоянии долины Сиддим после содомской катастрофы. Писатель ничего не говорит о соленом море, которое, по общепринятому мнению (Быт XIV:3 [365]), последствие происшедшего понижения почвы, затопило долину Сиддим; по его свидетельству на месте погибших пяти городов осталась дымящаяся пустыня. Это показание кн. Премудрости Соломона находится в согласии с 28 ст. XIX кн. Бытия [366], передающем о том, что видел Авраам, когда наблюдал над местом катастрофы; согласны с кн. Премудрости Соломона и древние писатели (напр., Филон. De vita Mos. II с. 143. De Abraham, с. 21). По их мнению, долина Сиддим представляла дымящуюся пустыню вследствие вулканического свойства и смолисто-серного состава почвы.

«…растения, не в свое время приносящие плоды…» Предполагают, речь идет о том, что в долине Сиддим, вследствие вулканического состояния почвы, плоды созревали раньше обычного времени, причем они не успевали вполне развиваться и от сильного зноя высыхали. Может быть, писатель говорит здесь о так называемом содомском яблоке, которое, по обычному представлению, имело красивый, румяный вид, но когда его раздавливали, разлеталось в черную пыль. Об этом плоде говорят древние писатели (Иосиф. Фл. Иудейская война, IV, стр. 300; Тацит. История:V:7).

«…памятником неверной души — стоящий соляной столб». Этими словами, без сомнения, указывается на рассказ кн. Бытия о жене Лота (Быт XIX:26 [367]). Нет сомнения и в том, что писатели кн. Бытия, равно как и кн. Премудрости Соломона, передавая об этом событии, представляют его чудом; поэтому все естественные объяснения этого события, а их предлагается много, не будут отвечать характеру предания. Судьба городов Пентаполя в Св. Писании осталась часто употребляемым образом совершеннейшей гибели и страшного наказания: Втор XXIX:23 [362]; Ис I:9 [368]; XIII:19 [369]; XXIII:14 [370]; Иер XLIX:18 [371]; L:40 [372]; Иез XVI:49–50 [373]; Ос XI:8 [374]; Мф Х:15 [375]; XI:23 [376]; Рим IX:29 [377]; 2 Пет II:6 [378].

8. Ибо они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились.

8. Причина гибели жителей пяти городов указывается в том, что они «презрев премудрость… не познали добра». Премудрость в данном случае писатель отождествляет с добродетелью, благочестием. Удаление от благочестивой жизни он называет безумием. Памятником этого безумия жителей Пентаполя в назидание последующих поколений было печальное состояние долины Сиддим. Таким образом, грозные бедствия имеют благую провиденциальную цель.

9. Премудрость же спасла от бед служащих ей. 9. В этом стихе писатель делает переход к следующим примерам в форме противопоставления. 10. Праведного, бежавшего от братнего гнева, она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его. 11. Когда из корыстолюбия обижали его, она предстала и обогатила его, 10–11. Пример Иакова «Праведного, бежавшего от братнего гнева…» — указание на бегство Иакова от Исава в Месопотамию (Быт XXVII:43 [379]).«…показала ему Царство Божие». Эти слова относятся к видению Иаковом таинственной лестницы (Быт XXVIII:12–13 [380], 17 [381]). «Царство Божие» — мир ангельский.«…даровала ему познание святых…», т. е. ангелов (ср. V:5), или вообще сверхчувственного мира (IX:10, Притч XXX:3 [382]);«…помогала ему в огорчениях и обильно вознаграждала труды его». Разумеются те огорчения, которые терпел Иаков от Лавана и на которые он сам жаловался (Быт XXXI:39–42 [383]). Лаван был к нему несправедлив, неоднократно менял условия платы за его труды («из корыстолюбия обижали его») и, несмотря на все это, вопреки желанию Лавана, Иаков разбогател у него (Быт XXX:43 [384]; XXXI:7 [385]). В этом Иаков видел дело Божие (Быт XXXI:9–12 [386]), писатель нашей книги называет это делом премудрости: «…она предстала и обогатила его» (Иакова) (ср. VII:11 ст.).