20. «…праведные завладели доспехами нечестивых». Подробность, не указанная в кн. Исход, но весьма естественная: трупы утонувших египтян прибивало к берегу и евреи брали их оружие; «…воспели святое имя Твое, Господи…» Разумеется та благодарственная песнь, которую евреи воспели по переходе через Чермное море (Исх XV гл.).

21. ибо премудрость отверзла уста немых и сделала внятными языки младенцев.

21. ст. «…премудрость отвергла уста немых и сделала внятными языки младенцев». В этих словах видят намек на Моисея, который был косноязычен (Исх IV:10 [410]; VI:12 [411]), и, однако, вместе с народом восхвалял Бога, и был, по мысли писателя, составителем воспетой хвалебной песни (Исх XV гл.). Множественное число употреблено здесь, как и в 11, 14, 16 ст. для усиления мысли.

Глава XI

1–17. Противоположная судьба израильтян и египтян, обнаружившаяся в событиях освобождения израильтян из рабства. 18–23. О Божиих наказаниях и 24–27. Божией любви. 1. Она благоустроила дела их рукою святого пророка:

1–4. В первых четырех ст. XI гл. говорится о руководстве Божественной Премудрости израильтянами во время их странствования по пустыне.

Благодаря помощи Божественной Премудрости евреи благополучно прошли по необитаемой пустыне (2 ст.), успешно отражали нападения врагов (3 ст.) и в безводных местах чудом получали воду из скалы (4 ст.).

Премудрость, благоустроя таким образом дела еврейского народа, действовала не непосредственно, а «рукою святого пророка», т. е. Моисея, который, действительно, был посредником между Богом и израильским народом (Исх XIX:20–21 [412]; XX:19–21 [413]). Моисей назван «святым пророком», чтобы оттенить его превосходство перед прочими ветхозаветными пророками. (Втор XVIII:15 [414], 18 [415]; XXXIV:10 [416]). 2. они прошли по необитаемой пустыне, и на непроходных местах поставили шатры; 2. Выражения «необитаемая пустыня», «непроходные места», являются, конечно, гиперболическими.«На непроходных местах поставили шатры»; — указывается на различные станы израильтян в пустыне (Чис XXXIII гл.). Воспоминание жизни в шатрах в пустыне, полной разного рода опасностей и лишений, было для евреев всегда священным, ибо во всех своих бедах в пустыне они получали видимую помощь Божию. Для сохранения памяти об этом времени в будущих поколениях был учрежден праздник кущей (Лев XXIII:39–42 [417]). 3. противостали неприятелям и отмстили врагам; 3. Слова «противостали неприятелям и отомстили врагам…» относятся к борьбе с амаликитянами (Исх XVII:8–13 [418]) с Арадой, царем ханаанским (Чис XXI:1–3 [419]), с моавитянами (Чис XXV:17 [420]), мадианитянами (Чис XXXI:2 [421]), с Сигоном, царем аморейским (Чис XXI:21 [422]; 29 [423]; Втор II:32 [424]) и Огом, царем васанским (Чис XXI:33–35 [425]; Втор III:1–4 [426]). 4. томились жаждою и воззвали к Тебе, и дана им была вода из утесистой скалы и утоление жажды — из твердого камня.