2. Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? 3. высоту неба и широту земли, и бездну и премудрость кто исследует?

2–3. Вся широта Божественной Премудрости, вложенной Творцом в Его творения, не доступна ведению ни одного из тварных существ.

4. Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости — от века. 5. Источник премудрости — слово Бога Всевышнего, и шествие ее — вечные заповеди.

4–5. В противоположность творению, получившему свое бытие во времени, — Премудрость Господня, создавшая мир, изначальна и пребывает во веки.

6. Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее? 7. Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь. 8. Он произвел ее и видел и измерил ее 9. и излил ее на все дела Свои

6–9. См. прим. к 2–3 ст.

10. и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его.

10. Если все вообще творение свидетельствует о Премудрости своего Творца, то тем более свидетельствует о ней разумный человек, любящий своего Создателя и стремящийся в своей жизни уподобиться Ему. 11. Страх Господень — слава и честь, и веселие и венец радости. 12. Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие. 13. Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень — дар от Господа и поставляет на стезях любви. 11–13. Разумный страх пред Господом, внушающий человеку свято чтить и хранить волю Господню, заслуживает человеку благоволение Божие, является для него источником истинного благополучия на всю жизнь. 14. Любовь к Господу — славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. 15. Начало премудрости — бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Среди людей она утвердила себе вечное основание и семени их вверится. 14–15. Благоговение пред Творцом и стремление исполнить волю Его в делах любви к Богу и ближнему — свыше прирожденный дар человека; и, как всякий другой дар, может быть или заглушаем в себе человеком, или же, при помощи божественной, развиваем и совершенствуем. 16. Полнота премудрости — бояться Господа; она напояет их от плодов своих: 17. весь дом их она наполнит всем, чего желают, и кладовые их — произведениями своими. 18. Венец премудрости — страх Господень, произращаюший мир и невредимое здравие; но то и другое — дары Бога, Который распространяет славу любящих Его. 19. Он видел ее и измерил, пролил как дождь ведение и разумное знание и возвысил славу обладающих ею. 20. Корень премудрости — бояться Господа, а ветви ее — долгоденствие. 16–20. См. прим. к 11–13.