31. Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии.

31. Из своего жилища Бог является как в роли судьи, так и в положении благодетеля, дает дождь, поддерживает растительность и тем поставляет пищу.

32. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. 33. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее.

32–33. Свой суд Он осуществляет при посредстве повинующейся Ему молнии, направляя ее против Своих врагов (ср. Пс X:6; XVII:14 и д.; Прем XIX:12), а страшную силу суда сознают даже неразумные животные, — намек на их беспокойство перед наступлением грозы.

Глава XXXVII

Окончание речи Елиуя. 1–13. Описание грозы и других физических явлений. 14–24. Заключение. 1. И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего.

1–5. Продолжение описания грома и молнии. На основании 2-го и дальнейших стихов догадываются, что Елиуй описывает грозу, разразившуюся в то самое время, когда он кончал свою речь.

1. Гроза с сопровождающими ее громом и молниею — предвестники предстоящего явления Бога (Исх XIX:9, 16–17), а оно вызывает в Елиуе, как и в других ветхозаветных людях чувство страха (Ис VI:5; Иез II:1; Дан X:7–8). 2. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. 2. Голосом Божиим является, по воззрению древних восточных народов, гром (Пс XXVIII), внимательно вслушаться в него и приглашает своих собеседников Елиуя. 3. Под всем небом раскат его, и блистание его — до краев земли. 3. Звуками грома наполняется все воздушное пространство, а блеск молнии достигает пределов земли. 4. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан. 4. За молнией следует гром, и «он (блеск) не останавливается, когда голос Его услышан», т. е. за громом вновь — молния и т. д. Раскаты грома и появление молнии непрестанно чередуются. 5. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. 5. Заключительное замечание о грозе, указывающее на ее поразительный характер («дивно», ср. Пс LXIV:6; CXXXVIII:14; Дан VIII:24), величие Бога (ср. Пс XXVIII) и служащее переходом к описанию других столь же чудных явлений. 6. Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. 7. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. 8. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах. 6–8. К ним принадлежит выпадение снега и обильного дождя в суровый период года, — между осенью и весною, с соответствующими последствиями для людей и животных: прекращением деятельности земледельцев и кочевников (в таком смысле употребляется евр. глагол «хатам» — «полагать печать» в Иов IX:7; Откр XX:2–3) и удалением зябнущих от холода зверей в берлоги (Пс СIII:20–2). 9. От юга приходит буря, от севера — стужа. 9. Зима — время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими «гахедер», — из внутренней части юга (IX:9), на юг находящейся пустыни, почему и земля Xадрах Зах IX:1 называется в Талмуде «землею юга», — с юга (Ис XXI:1; Зах IX:14) или юго-востока (Ос XIII:15), вторая приходит от «миммезарим», — от севера. 10. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается.