3. Дерзнувший так судить о Боге Иов должен собрать силы, приготовиться к борьбе («препояшь чресла», ср XII:21). И так как правда на стороне Бога, то он выступит в качестве ответчика, а Бог займет положение обвинителя. Суд произойдет в желательном для Иова порядке (XIII:22).

4. где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.

4–38. Вера Иова в Божественное Правосудие колебалась, между прочим, мыслью о жестоком, переходящем в произвол отношении Бога к людям. Поэтому Господь рядом вопросов об явлениях мира физического и хочет сказать ему, что даже и видимая природа представляет отражение не разрушающих премудрости и всемогущества, а устрояющих, вносящих повсюду гармонию и порядок. Произвола нет и потому, между прочим, что некоторые физические явления служат целям высшего нравственного миропорядка.

5. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? 6. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, 7. при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?

4–7. Начало установлению гармонии и порядка положено при первоначальном устройстве земли, получившей, подобно зданию, определенные размеры («кто положил меру ей?»), гармоническое распределение частей («кто протягивал по ней вервь?») и известное положение среди других тел в воздушном пространстве (ст. 6, ср. XXVI:7). Свидетелями проявление этой заложенной в первозданную землю гармонии были не люди, тогда еще не созданные, а утренние звезды. Они первыми увидали земной шар после того, как первобытный мрак сменился светом, и первыми воздали хвалу Создателю (ср. Пс XVIII:2; CXLVIII:3; Сир XLIII:1). Вместе с ними восклицали от радости, как это бывает при закладке здания (1 Езд III:10; Зах IV:7), «сыны Божии» — ангелы (I:6).

8. Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, 9. когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, 10. и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, 11. и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?

8–11. Внесением подобной же гармонии сопровождалось упорядочение водной стихии. Ей, вышедшей из недр земли и готовой разлиться по ее поверхности, были поставлены непреодолимые препятствия в виде берегов, дальше которых она не может идти.

12. Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, 13. чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, 14. чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда, 15. и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась? 12–15. Неизменно поддерживается правильный установленный Господом порядок смены тьмы светом (Быт I:4). Утро наступает в свое время, и его предвестница — заря охватывает при своем появлении своими краями (буквально: «крилами», ср Пс CXXXIX:9) землю, на которой покоилась ночь, как покрывало, и, сильно встряхнув его, разгоняет мрак. Гармоническая смена физических явлений служит в то же самое время целям нравственного и эстетического миропорядка. С появлением света прекращаются темные дела нечестивых (ср. XXIV:13), и бесформенная во время ночи земля с массою утративших свои очертания предметов выступает во всем блеске красоты. 16. Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? 17. Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? 18. Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это. 16–18. Сохраняет свою силу и тот закон, по которому человеку недоступны источники моря, шеол со своими обитателями, и не поддается измерению широта земли. 19. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? 20. Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. 21. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико. 19–20. Равным образом, по установленным от Бога законам, свет и тьма — друг от друга разграниченные (ср. XXVI:10), введенные в мировую жизнь физические силы. 22. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, 23. которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?