3. «Пойте Ему новую песнь». Согласно изменившемуся предмету песни должен измениться и самый характер песнопения. Ранее, когда Давид приносил пред Богом выражение своего покаянного чувства по поводу своего греха с Вирсавией и псалмы этого рода отличались грустным характером, теперь же он приглашает восхвалять Бога, как Творца и Законодателя мира, Покровителя всех праведных, а потому и песнь должна быть «новой», торжественно-благодарной.

4. ибо слово Господне право и все дела Его верны. 5. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.

4–5. «Слово Господне право» — искренно, чисто; «дела Его верны» — вполне согласуются с Его словом, повелением: между Его словом и исполнением нет противоречия. Как Сам Господь верен правде, так и на земле «Он любит правду и суд», справедливость, жизнь по высшему руководству, и должную, нелицеприятную, согласную с высшей правдой, оценку действий человека.

6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их:

6. Господь всемогущ: Он своим словом создал небеса и «воинство их», т. е. светила. В святоотеческой литературе под «Словом» разумеют Второе Лицо Св. Троицы, под Господом — Первое, а под «Духом уст Его» — Третье Лицо. Такое понимание данного места, вероятно, объясняется тем, что означенные термины в новозаветном откровении получили строго определенный смысл, с определенным же конкретным содержанием, указывающим на Божественные Личности. Такого же разграничения и содержания этих терминов на самом деле Псалтирь не представляет, так как «псалмопевцы в учении о Слове Божием, как втором Лице Святой Троицы, колебались между личным и безличным представлением о Нем. Именем Слова Божия называли и Божескую Личность, и откровение Божие людям, и повеление Божие. Аналогичным учению о Слове Божием у псалмопевцев является учение о духе Божием (Вероучение Псалтири. П. Юнгеров, с. 11).

Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.

7. Бог всемогущ, так как по Его повелению такая подвижная стихия, как вода, собрана в одно место «будто груды». Он хранит их как бы в хранилищах, в особых водоемах.

8. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, 9. ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось. 9. Так как Бог всемогущ, то Его слову нет препятствий: Его повеление находит неложное и точное исполнение. — «Он повелел и явилось», — разумеется творение Им мира. 10. Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов, (уничтожает советы князей). 11. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род. 11. Насколько слабы и неисполнимы бывают планы людей, которые разрушаются Богом, настолько вечно и несокрушимо всякое слово Господа; Его советы и планы («помышления») неизменны и непреложны. 12. Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе. 13. С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; 14. с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: 15. Он создал сердца всех их и вникает во все дела их. 16. Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. 17. Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею. 16–17. Если Господь всегда Себе верен и всемогущ, то самая прочная защита может быть находима человеком только в Нем. Никакие средства, изобретаемые человеком для упрочения своего благополучия, не могут считаться достаточными, «ненадежен конь для спасения», не может и не должен человек думать, что обилием военной силы («конь», обилие конницы) он может выиграть победу: все зависит от Бога. 18. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, 19. что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.