6–7. Бог управляет миром по законам милости и правды. «Милость и истина Его до облаков и неба; правда, как горы, и судьбы — бездна великая». Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге — вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом.

8. Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны:

8. «Сыны человеческие» — все люди. «В тени крыл» — под сенью, покровительством Бога — тоже, что и под крыльями наседки, которая ревниво оберегает своих птенцов. Так и Бог печется о всем живущем и особенно о человеке.

9. насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их,

9. «Тук дома Твоего», «поток сладостей» — образы, указывающие на богатые дары природы, которые даны в пользование человеку.

10. ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.

10. «Во свете Твоем мы видим свет». Так как ранее говорилось о внешних богатых источниках счастливого существования на земле, которые получаются от Бога, то означенное выражение должно, согласно с контекстом речи, понимать так; нашим благополучием («видим свет») мы обязаны Твоей милости («во свете Твоем»).

11. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем, 12. да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: 12. «Да не наступит на меня нога гордыни». — Источник праведности человека заключается в страхе Божием. Гордыня — свойство, противоположное ему. Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа. Смысл выражения тогда будет таким: сохрани меня, Господи, от своеволия, как причины отчуждения человека от Тебя, ибо тогда Ты не будешь хранить меня. Можно разуметь под гордыней вообще человека нечестивого, и весь стих представит молитву к Богу о спасении от неправедных врагов. 13. там пали делающие беззаконие, низринуты и не могут встать. 13. Если Господь выступит на защиту праведного, то там, где Он поразит нечестивых, последние «не встанут», т. е. будут уничтожены совершенно.Псалом 36Псалом Давида.По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания 25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (35–36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.Псалом алфавитный. Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же — насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40). 1. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, 2. ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. 1–2. «Не ревнуй» — не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого. 3. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. 3. «Живи на земле и храни истину» — стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия. 4. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.