7. «Приложи дни ко дням» — удлини жизнь, «лета его продли в род и род» — во все время существования человеческих поколений. Пусть имя Давида хранится в потомстве не в смысле простого памятования о нем, как историческом только деятеле, но в потомстве, происшедшем от него. Таким потомком был обетованный Мессия, вечный Царь.

8. да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.

8. «Пребыть вечно пред Богом» — пользоваться вечной милостью, близостью к Нему после смерти.

9. И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

9. Испрошение Давидом милости от Бога сопровождалось обещанием с его стороны «исполнять обеты всякий день». К числу таких обетов принадлежит ежедневное прославление Его имени.

Псалом 61

Означенный псалом, как и предыдущий, можно относить ко времени бегства Давида из Иерусалима во время восстании Авессалома. С этим согласно указание, что враги задумали низвергнуть Давида «с высоты» (5), разумеется общественного положения, т. е. престола, каким он не владел при Сауле. Враги для своего успеха прибегали к лицемерной лжи (5) и их преобладание сопровождалось грабежами и хищениями. Последние две черты совпадают с означенным временем, так как восстание на Давида подготовлялось лицемерным внешним выражением почтительности к нему и в то же время распространением о нем лживых сведений; после же временного перехода власти в их руки враги отдались всякого рода хищениям. О последнем Давид очень часто уже говорил в других псалмах из того же времени.

Я надеюсь только на Господа, а потому все мои враги будут низринуты, к какой бы лжи они ни прибегали (2–5). Моя единственная и верная защита, как и всех людей, только Господь. Прибегайте к Нему, и не надейтесь на людей, так как только у Господа сила и милость (6–13). 1. Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида. 2. Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. 3. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более. 3. «Он — твердыня моя», обычное сравнение, которое многими переводится: «Он — скала моя», указывающее на несокрушимость Божественной помощи. — «Не поколеблюсь более» — у Давида не может более быть сомнения в том, чтобы нападения врагов оказались успешными, а потому в нем исчезает опасение в возможности своей гибели, а заменяется верой в освобождение. 4. Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся. 4. Гибель врагов будет непредотвратима никакими средствами. Они будут восходить на разваливающуюся стену, которую никакими усилиями поддержать невозможно. 5. Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут. 5. В отношениях Давида, как царя, к своему народу, враги не могли указать ничего преступного и вредного для последнего. Авторитет его стоял высоко не по сану, как царя, но и по действительной ценности, засвидетельствованной всей его предшествующей деятельностью, как правителя. Чтобы низложить его с престола («с высоты») враги «прибегли ко лжи». Для усыпления же бдительности Давида и для успеха своего предприятия они оказывали пред ним ложную почтительность, «а в сердце клянут». Такие приемы — обычны там, где нет правды в действиях и чистоты в стремлениях. 6. Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. 7. Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. 8. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. 9. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.