Творения

13. В раю, когда человек жил там, Бог привел к нему всех животных и повелел дать всем им имена; и все, чем Адам назвал живое существо, стало его именем. И Он решил создать для человека также и помощника, ибо так сказал Бог: «Не хорошо для человека, что он один; сотворим ему помощника, соответствующего ему» (Быт. II, 18); ибо между всеми другими живыми существами не нашлось Адаму помощника такого же, как он, и равного по достоинству и подобного. Бог Сам навел на Адама исступление и усыпил его; и здесь одно дело следует из другого: в то время, как прежде в раю не было сна, он по воле Божией пришел на Адама. И взял Бог одно из ребер Адама и место его наполнил плотию; а ребро, которое взял, Он создал в жену и привел ее к Адаму. Он же, увидев ее, сказал: «Это вот кость от моей кости и плоть от моей плоти; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт. II, 23).

14. И Адам и Ева, ибо таково имя жены, были наги и не стыдились, ибо они имели невинное и детское чувство и не доходили до того, чтобы помыслить о чем–либо или понимать то, что потом, в состоянии порочности, должно было родиться в душе вследствие чувственных пожеланий и постыдных страстей. Ибо тогда они соблюдали свою природу еще неповрежденною, потому что в них было вдунутое в творение дыхание жизни. Духу же, пока он пребывает в подобающем ему достоинстве и силе, все порочное непонятно и недоступно; поэтому они не стыдились, когда целовались, обнимали друг друга в чистоте, как дети.

15. Но чтобы человек не возмнил о себе много и надменно не превозносился — как будто бы он, вследствие данного ему господства и свободы, не имел (над собою) владыки и таким образом погрешил бы против Бога, своего творца, преступая свой предел, — и не пришел к самодовольной гордой мысли против Бога, ему дана была Богом заповедь, чтобы он знал, что своим владыкою имеет Господа всего. Также и некоторый предел поставил ему (Бог), чтобы он, если соблюдет заповедь Божию, постоянно пребывал таким, каким был, т. е. бессмертным; если же он не соблюдет, то сделается смертным, обратившись в землю, от которой началось его творение. Заповедь была следующая: «От всякого дерева, которое в раю, ты можешь есть по желанию, только от дерева, от которого познание добра и зла, вы не можете есть, ибо в тот день, в который вы вкусите, смертию умрете» (Быт. II, 16–17).

16. Этой заповеди человек не исполнил, но не повиновался Богу, обольщенный ангелом, который, завидуя людям ради многих даров, какие Бог дал им, и с враждою взирая на это, как себя самого погубил, так и человека сделал греховным, убедив его не повиноваться заповеди Божией. Таким образом, сделавшись первоначально в своем коварстве главою и вождем греха, ангел сам некогда был поражен, после того как погрешил против Бога, а потом он и человека привел к потере рая. И так как он, обольщенный достоинством своей природы, возмутился и отделился от Бога, он назван на еврейском языке сатаною, т. е. противником; но он назван также и клеветником. Бог проклял змея, который носил в себе противника, каковое проклятие простерлось как на самое животное, так и на гнездившагося в нем сокрытого ангела, сатану. Человека же Он удалил от Своего лица, преградив потом ему путь, ведущий в рай. Ибо рай не принимает грешников.

17. Когда же Адам и его жена Ева были вне рая, они впали во многие бедствия и смятение и ходили в этом мире с печалью и скорбью и воздыханиями. Ибо человек под лучами этого солнца обрабатывал землю, а она приносила ему терние и волчцы, в наказание за грех. Потом также исполнилось написанное: «Адам познал свою жену, и она, зачавши, родила Каина и потом родила Авеля» (Быт. IV,1–2). Но мятежный ангел, который привел человека к непослушанию и сделал его греховным и был причиною изгнания его из рая, не удовольствовавшись первым злом, совершил второе между братьями; ибо, исполнив своим духом Каина, он сделал его братоубийцей. И так умер Авель, умерщвленный своим братом, в знамение того, что отныне некоторые будут преследуемы и притесняемы и умерщвляемы, но неправедные будут умерщвлять и преследовать праведных. Прогневавшись на это еще более, Бог проклял Каина, и это проклятие простерлось на каждого из всего его рода, по наследству от чада к чаду, подобно сеятелю. Бог же восставил для Адама другого сына на место умерщвленного Авеля.

18. Зло же, разливаясь и распространяясь, овладело всем человеческим родом, так что слишком мало было в них семени праведности, и на земле произошли смешения между различными стихиями; ибо ангелы смешались с дочерьми сынов человеческих, родившими им детей, которые за свой чрезвычайный рост названы были земнородными. Потом ангелы принесли в дар своим женам злое учение; ибо они научили их силам корней и трав, равно как красильному искусству и румянам и производству дорогих тканей, волшебным средствам для (возбуждения) ненависти, любви, пылкой страсти и любовных обольщений, магическим повязкам, всякому фокусничеству и богоненавистному идолослужению, чрез введение которого в мир дело лукавого воздымаясь распространялось, а дело праведности, умалившись, ослабевало,

19. пока не пришел на мир суд Божий посредством потопа в десятом поколении, в котором один только Ной после первозданных оказался праведным и за свою праведность как сам остался в живых, так и свою жену и трех своих сыновей и трех жен своих сыновей заключил в ковчег вместе со всеми животными, которых Бог повелел взять с собою в ковчег. И тогда погибель постигла всех как людей, так и животных, которые были на земле, — в живых остался только укрывшийся в ковчеге. Три сына Поя были: Сим, Хам и Иафет, от которых род (человеческий) снова размножился; ибо после потопа люди от них получили начало.

20. По один из них подпал проклятию, а два за свои дела наследовали благословение. Ибо младший из них, который назывался Хамом, так как он посмеялся над отцем и таким образом за оскорбление и поношение отца обречен был на нечестивый грех, получил проклятие и передал его по наследству всем происшедшим от него. Так произошло, что весь род после него был проклят и в грехе возрастал и умножался. Братья же его — Сим и Иафет — за почтение к отцу получили благословение. Проклятие Хама, которым проклял его отец его Ной, следующее: «Да будет проклят сын Хама; он будет рабом у своих братьев» (Быт. IХ, 25). Это (проклятие) перешло на род его, — так как он родил многих потомков на земле, — возраставший в течение четырнадцати поколений в диком состоянии, пока, наконец, его род, подпав суду, не был поражен Богом. Ибо хананеи и хеттеи, и ферезеи и евеи, и аморреи, и гергесеи, и сидоняне, и арабы (арады?) и населяющие Финикию, все египтяне и ливийцы происходят из рода Хама; они подпали проклятию, так как проклятие долго действовало над теми нечестивцами.21. И как переходило проклятие, подобно этому перешло также и благословение на род благословенного, по порядку на каждого. Между этими сначала благословен был Сим в следующих словах: «Благословен Господь Бог Сима, и Хам будет рабом ему» (Быт. IХ, 26). Сила же благословевия в том, что Бог и Господь всего сделался для Сима особенным обладанием поклонения, когда благословение возрасло и достигло до Авраама, который представляет десятое поколение в ряду родов от семени Сима. Поэтому Отцу и Богу всего угодно было называться Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова, ибо благословение Сима простирало свое действие до Авраама. Благословепие же Иафета следующее: «Да распространит Бог Иафета и да обитает он в доме Сима, а Хам будет рабом ему» (Быт. IХ, 27); и это должно обозначать что в конце времен (спасение?) явилось избранным Господа из призвания язычников, когда Бог распространил на них призвание. И далее: «По всей земле прошла их речь и до пределов вселенной их слова (Пс. ХVIII, 5). «Распространить» должно понимать относительно призвания язычников, т. е. о церкви, а «Он обитает в дому Сима» должно значить, что (он будет обитать) в наследии отцов, во Христе Иисусе получая права первородства. Таким образом, в каком ряду каждый благословен, в том же порядке ов получает по своему происхождению плод благословения.22. После потопа Бог установил завет со всем миром, равным образом со всеми животными и с людьми, в том, что он не будет губить потопом всякого произрастения земли. И Он дал им такое знамение: «Когда воздух покроется облаками, явится в облаках радуга, и Я помяну завет мой и не буду опять губить водою всякого живого существа на земле» (Быт. IХ, 14. 15). И Он переменил пищу людей, заповедав им есть мясо; ибо от первозданного Адама и до потопа люди питались только семенами и плодами деревьев, мясная же пища не была дозволеиа им. А так как три сына Ноя положили начало человечеству, то Бог благословил их на размножение и плодовитость, сказав: «Раститесь, размножайтесь, населяйте землю и обладайте ею. Страх и трепет придет от вас на всех живущих (на земле) и на всех птиц небесных, и они будут служить вам пищей, как и зеленая трава. Только плоти, которая еще имеет в себе свою кровь жизни, вы не должны есть; вашу же собствениую кровь я отмщу на всяком звере и на всяком человеке. Кто прольет человеческую кровь, того кровь прольется вместо этой крови. Ибо по образу Божию Он создал человека» (Быт. IХ, 1–6). Но образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собою. На основании этого завета человечество умножалось, происшедши от семени троих. И во вселенной были только одни уста, т. е. один язык.23. Но вот они поднялись с востока и, когда еще шли по той стране, они вступили в чрезвычайно обширную равнину Сеннаар, где начали строить башню. Ибо они искали средства, при помощи которого могли бы взойти на небо и чтобы вместе с тем оставить свое произведение, как памятник для грядущого человечества. Постройка производилась посредством кирпича и асфальта, и отважное дело их дерзости преуспевало, так как все были единодушны и единомысленны и в согласной работе стремились к поставленной цели. Чтоб дело их не развивалось далее, Бог разделил их языки, так что они не могли больше понимать друг друга. Таким образом, они рассеялись и овладели вселенной, каждый по своему языку: они поселились группами, племя возле племени. Поэтому в мире много различных народностей и различных языков. Итак, три поколения людей заняли землю; и одно из них находилось под проклятием, а два — под благословением; но первое благословение сделалось уделом Сима, потомство которого жило на востоке и занимало землю халдеев.24. И после того, как пришли определенные времена, т. е. в десятом веке после потопа, является Авраам, который ищет того, что принадлежало ему от благословения его предка, и Бога, для него достойного (поклонения). И когда он по внутреннему влечению своей души прошел всю вселенную, расспрашивая, где Бог, и когда он оказался слабым и не достиг цели, то Бог умилосердился над ним, только тайно искавшим Его, и явился Аврааму, давая ему познать Себя посредством слова, как посредством луча. Ибо Он говорил с ним с неба и сказал: «Выйди из твоей земли, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую я укажу тебе и поселись там» (Быт. ХII. 1). И он в доверии к небесному голосу, когда сам был уже в зрелых летах, так как ему было семьдесят лет и он имел жену, — отправился вместе с нею из Месопотамии, взяв с собою Лота, сына умершого своего брата; и когда он пришел в землю, которая теперь называется Иудеею и которую тогда населялн семь племен, потомков Хама, тогда Бог явился ему в видении и сказал: «Землю эту Я дам тебе и потомству твоему после тебя в вечное наследие» (Быт. ХII, 7). [После этого его потомки оставались в не принадлежавшей им земле в качестве пришельцев и подвергались там бедствиям, в течение 400 лет терпя скорбь и порабощение. И в четвертом веке они возвратились в обетованную Аврааму страну, Бог же осудил народ, который принуждал его потомство к рабству]. И чтобы Авраам узнал как многочисленность, так и славу своего потомства, Бог вывел его (из шатра) ночью и сказал ему: «Взгляни на небо и посмотри на звезды в небе, можешь ли ты сосчитать их; таковы будут твои потомки» (Быт. ХV, 5). Так как Бог видел непоколебимость и твердость его духа, то Он свидетельствовал о нем чрез Святого Духа, говоря в Писании: «И веровал Авраам, и это вменено было ему в правду» (Быт. ХV, 6). Но он был необрезан, когда это засвидетельствовано было о нем. А чтобы превосходство его веры было познано посредством знака, Он дал ему обрезание как печать веры необрезанности того, кто был в необрезании. Потом от Сарры, от неплодной, согласно обетованию Божию, у него родился сын Исаак, которого он обрезал, как Бог повелел ему. И от Исаака родился Иаков; и таким образом первоначальное благословение Снма дошло до Авраама, и от Авраама до Исаака, и от Исаака до Иакова; чрез это наследие Духа разделилось в них; ибо Он называется Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. И Иаков родил двенадцать сыновей, по которым названы двенадцать колен Израиля.25. Когда же во всем мире распространился голод, случилось, что только в Египте были средства для пропитания. Тогда Иаков со всеми своими сыновьями нереселился в Егинет. Число же всех выселившихся простиралось до еемидесяти пяти душ, и в течение 400 лет, как в обетовании наперед было сказано, их стало шестьсот шестьдесят тысяч (?).И это таинство называется пасхой — основанием спасения. И разделив Красное море, Он со всякою заботою привел сыновей Израиля в пустыню, а преследовавшие египтяне, вступившие за ними в море, все совершенно погибли. Так постиг суд Божий тех, которые несправедливо мучили потомков Авраама.