Творения

Ибо любящие знание или лучше — любящие истину из самого исполнения предвозвещенных и уже совершившихся событий могут убедиться, что вполне истинно и то, что возвещено ими о времени и летах до потопа, о том, сколько лет прошло от сотворения мира до нашего времени, и таким образом могут увериться, что не лживо говорили наши писатели и что истинно сказанное ими.

18. Платон, как прежде я сказал, говорит, что был потоп не по всей земле, а только на равнинах, и что некоторые спаслись бегством на высочайшие горы. Другие же говорят, что были тогда Девкалион и Пирра, и они спаслись в ковчеге, и что Девкалион, вышед из ковчега, бросил назад камни, из которых сделались люди, — отсюда, говорят, и называется множество людей народами. Иные же говорили, что был Климент при другом потопе. Из прежде сказанного мною ясно видно, что те, которые писали такие вещи и суетно мудрствовали, — жалки, нечестивы и безразсудны. Наш же пророк и слуга Божий Моисей, повествуя о происхождении мира, рассказал каким образом был потоп на земле, и о том, что происходило вместе с потопом, не выдумывая какого–либо Пирру, Девкалиона, или Климента, ни того будто только равнины были потоплены и спаслись одни, убежавшие в горы.

19. Он не говорит, что был другой потоп, но сказал, что впредь не будет на земли потопления водою; отчего и не было и не будет. Он говорит, что восемь человек спаслось в ковчеге, сооруженном по повелению Божию, — не Девкалионом, но Ноем, которого еврейское имя в переводе на греческий язык значит «успокоение». Как я показал в другой книге. Ной, возвещая тогдашним людям о будущем потопе, пророчествовал им говоря: «идите, призывает вас Бог к покаянию»: почему собственно и назван Девкалионом. У сего Ноя были три сына, как я показал во второй книге, по имени: Сим, Хам и Иафет, у которых были три жены, у каждого по одной, и кроме того были сам он и жена его. Этого мужа некоторые называли Эвнухом. Итак, эти восемь человек спаслись в ковчеге. Далее Моисей показал, что потоп шел сорок дней и сорок ночей, от того что разверзлись небесные хляби и потекли все источники бездны, так что вода поднялась выше всякой высокой горы на пятнадцать локтей. Таким образ, погиб весь род бывших тогда людей, спаслись же одни сохранившиеся в ковчеге, которых, как я выше сказал, было восемь; остатки этого ковчега показывают до сего времени на Араратских горах. Таковы главные обстоятельства истории потопа.

20. Моисей был вождем иудеев, как я выше сказал, изгнанных из Египта царем Фараоном, по имени Тетмозисом, который, говорят, по изгнании народа царствовал 25 лет и 4 месяца, как показал Манефон. И после него царствовал Хеврон 13 лет, после него Аменофис 20 лет и 7 месяцев; после него сестра его Амесса 21 год и 1 месяц, после нее Мифрис.

Евреи же, в то время жившие в Египте и порабощенные царем Тетмозисом, построили ему укрепленные Торода–Пито, Рамессу и Он, что ныне Илиополь. Так что евреи, праотцы наши, от которых мы получили и священные книги, более древние, чем книги всех ваших писателей, как выше я сказал, оказываются старше знаменитых тогда городов египетских. Страна же Египтом названа от царя Сефа, ибо Сеф, говорят, назывался также Египтом. У этого Сефа был брат, по имени Армаис, названный Данаем, который прибыл из Египта в Аргос и упоминается у прочих писателей ваших, как человек весьма глубокой древности.

21. Манефон, много наболтавший в пользу египтян и к этому взведший клевету на Моисея и на бывших с ним евреев, именно будто они были изгнаны из Египта вследствие проказы, не мог дать верных хронологических показаний. И называя их пастырями и врагами египтян, он невольно назвал их так, принужденный самою истиной; ибо действительно предки наши, жившие в Египте, были пастырями, но не прокаженными. Ибо известно, что когда они пришли в землю, называемую Иерусалим, где и жили потом, священники их, пребывавшие по повелению Божию во храме, врачевали всякую болезнь, исцеляли также и прокаженных и всякую язву. Храм построил Соломон, царь иудейский. Хронологические ошибки Манефона ясны из его собственных слов; таким же образом, он ошибался и о царе, который изгнал их, именем Фараон. Ибо он после не царствовал над египтянами, так как преследуя евреев, он с войском был потоплен в Чермном море. И еще ошибается он, будто те пастыри воевали с египтянами; ибо за триста тридцать лет до прибытия Даная в Аргос они вышли из Египта, и с тех пор жили в стране, называемой ныне Иудеей. А известно, что Данай весьма многими почитается древнейшим всех у эллинов. Но Манефон в своих сочинениях невольно упомянул о двух главных истинах, во–первых, назвал евреев пастырями, во–вторых, сказал, что они вышли из Египта. Таким образом, из этих записей открывается, что Моисей и бывшие с ним древнее троянской войны на девять сот или на тысячу лет.

22. Что касается построения храма в иудее, который создал царь Соломон спустя пятьсот шестьдесят шесть лет по исходе иудеев из Египта, у тирян написано как построен храм, и в их архивах сохранились записки, в которых находится, что храм был построен за сто тридцать четыре года и восемь месяцев до основания тирянами Карфагена (написаны же они по повелению царя Тирского, именем Иерома, сына Авивала, так как Иером был другом Соломона по приязни с ним отца его, и вместе по чрезвычайной мудрости Соломона. Ибо они постоянно занимали друг друга разными вопросами; доказательством сего служит то, что до сего времени сохранились у тирян списки писем, которые они друг другу посылали, как свидетельствует Менандр ефесянин в своей истории тирского царства, говоря так: «По смерти Авивала, царя Тирского, преемствовал ему на царстве сын его Иером, который жил пятьдесят три года. Ему наследовал Вазор, который жил 43 года, а царствовал 17 лет. После него Метуастарт, живший 54 года, царствовал 12 лет. После него брат его Атарим, живший 58 лет, царствовал 9 лег. Его умертвил брат его, именем Еллис, который жил 50 лет и царствовал 9 месяцев. Его умертвил Ютовал, жрец Астарты, который жил 40 лет и царствовал 12 лет. Ему наследовал сын его Вазор, который жил 45 лет и царствовал 7 лет. Сын же его Меттин, живший 32 года, царствовал 29 лет. Ему наследовал Пигмалион, который жил 56 лет и царствовал 7 лет. В седьмой же год его царствования сестра его, убегшая в Ливию, построила город, который до сего времени называется Карфагеном». Итак, все время от царствования Иерома до основания Карфагена заключает в себе 155 лет и восемь месяцев. В двенадцатый же год царствования Иерома был построен в Иерусалимский храм, — таким образом, от построения храма до основания Карфагена прошло 133 года и 8 месяцев.

23. Итак, свидетельства финикиян и египтян, как мы знаем из сказаний о временах наших событий писателей Манетона египтянина и Менандра ефесянина, также и Иосифа, описавшего войну иудеев с римлянами, достаточно подтверждают сказанное нами. Ибо из этих древних писателей видно, что и писания прочих позднее писаний Моисея, и даже бывших после него нам пророков, ибо последний из пророков, именем Захария, процветал в царствование Дария.И все законодатели ваши издали свои законы после того. Ибо, если кто укажет на Солона афинянина, — он был во времена царей Кира и Дария, современник Захарии, вышеназванного пророка, который жил много лет позже; что касается законодателей Ликурга, Дракона и Миноса, то и их превосходят древностью священные книги, потому что писания божественного закона, данного нам чрез Моисея, явились прежде Зевса царя критского и даже прежде троянской войны. Но чтобы яснее показать порядок времен и лет, я, при помощи Божией, изложу хронологию событий не только после потопа, но и до потопа, так чтобы по возможности перечислить все года, начиная с сотворения мира, которое описал, по вдохновению Святого Духа, Моисей, слуга Божий. Ибо, говоря о создании и происхождении мира, первозданного человека, и о последующих событиях, он показал также года, прошедшие до потопа. Я же прошу благодати у одного Бога, чтобы мне точно сказать, согласно с Его волею, всю истину и чтобы ты и всякий, читающий об этом, был наставлен истиною и благодатью Его. Итак, приступаю к записанным родословиям, начиная с первозданного человека.24. Адам до времени, когда родил детей, жил 230 лет, сын его Сиф 205 лет, сын сего Эпос 190 лет, сын его Каинан 170 лет, сын его Малелеил 165 лет, сын его Иареф 162 года, сын его Эпох 165 лет, сын его Мафусал 167 лет, сын его Ламех 188 лет. У него родился сын, вышеназванный Ной, который родил Сима, будучи 500 лет. При Ное был потоп, когда ему было 600 лег. Итак, всего до потопа прошло 2242 года. Вскоре после потопа Сим, будучи 100 лет, родил Арфаксада, Арфаксад же родил Салу, будучи 135 лет, Сала же родил Эвера, будучи 130 лет, — от него и назван весь род евреями; Эвер же родил фалега, будучи 134 лет, он родил сына Рагова, будучи 130 лет; Рагов же родил Серуха будучи 132 лет; Серух родил Нахора, будучи 130 лет; Нахор родил Фарру, будучи 75 лет; Фарра родил Авраама, будучи 70 лет; этот патриарх наш родил Исаака, будучи 100 лет. Итак, всех лет от создания человека до Авраама было 3278. Исаак жил до рождения детей 60 лет и родил Иакова; Иаков жил до переселения в Египет, о котором выше мы сказали, 130 лет; пребывание евреев в Египте продолжалось 130 лет, и по выходе из Египта они пробыли в так называемой пустыне 40 лет. Таким образом, всех прошло 3938; в это время по смерти Моисея принял начальство Иисус сын Навин, который управлял народом 27 лет. После Иисуса, когда евреи отступили от заповедей Божиих, находились в рабстве у царя Месопотамского именем Хусоратона восемь лет. Потом, когда раскаялся народ, у него были судьи: Гофониил судил сорок лет, Еклон 18 лет, Аот 8 лет. Потом, когда народ преступил заповеди Божий, иноплеменники властвовали над ними 20 лет. Затем Деввора судила их 40 лет. Потом мадианитяне владели ими 7 лет. После того Гедеон судил их 40 лет, Авимелех 3 года, Фола 23 года, Иаир 22. Потом филистимляне и аммонитяне держали их в 18 лет. Потом Исффай судил их 6 лет, Есвон 7 лет, Елон 10 лет, Авдон 8 лет. Затем иноплеменники владели ими 40 лет. Потом Сампсон судил их 20 лет. После сего продолжался у них мир 40 лет. Потом Самира судил их один год, Илий 20 лет, Самуил 12 лет.25. После судей были у евреев цари; из них первый, именем Саул, царствовал 20 лет, потом Давид праотец наш 40 лет. Итак, всех вообще лет от смерти Моисея до царствования Давида было 498.