Извлечения из сочинений

Вы, противящиеся образу мыслей праведников (Лк. 1:17), обратите сердца ваши на детей ваших; познайте тайны Божии. Настоящее событие свидетельствует, что так воспеваемый ненаученными устами есть Бог. Изследуйте писания; вы слышали от Господа, что они свидетельствуют о нем (Ин. 5:39), и не оставайтесь в неведении касательно этого чуда. Послушайте, неблагодарнейшие и чуждые благодати, что благовествует вам пророк Захария. Ликуй от радости, говорит он, дщерь Сиона! се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий и седящий на молодом осле (Зах. 9:9). Для чего же вы отвергаете эту радость? Для чего, и при солнечном, свете, любите тьму? Для чего, против ненарушимого мира замышляете войну? Если вы сыны Сиона, то ликуйте вместе с детьми своими. Благочестие детей ваших пусть будет для вас побуждением к радости. Узнайте от них, кто научил их? кто собрал? откуда у них такие мысли? откуда это новое богословие при древнем пророчестве? Если никто из людей не мог научить их этому, если они от себя воспевают хвалебную песнь, то познайте, что это дело Божие, как и в законе написано: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс. 8:3). Сугубо радуйтесь, что вы удостоились быть отцами таких детей, которые по внушению Божию, провозгласили то, чего не знали даже старцы. Обратите сердца ваши к детям своим, и не закрывайте очей ваших от истины. Если же вы все те же, слыша не слышите, видя не видите, и безрассудно отступаете от младенцев, то они будут вам судьями (Мф. 12:27), по слову Спасителя. Посему хорошо предрек о вас между прочим и это пророк Исаия: не ныне постыдится Иаков, и не ныне изменит лице свое. Но когда увидят дети их дела Мои, то для Меня будут святить имя Мое, святаго Иаковлева, и бояться Бога Израилева. И блуждающие духом познают мудрость и непокорные научатся послушанию, и языки немотствующие научатся говорить мир (Ис. 29:22–24) [34]. Видишь ли, неразумный Иудей, как с первых слов пророк предвозвещает вам стыд за неверие ваше? Научитесь хотя от него, что песнь детей ваших внушена им от Бога, как предрек и блаженный Давид, говоря: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. И так, или сами приобретите должную святость детей, или уступите нам детей вместе с благочестием (их). Мы будем ликовать вместе с ними и петь Богодухновенную песнь новой славе.

Некогда старец Симеон сретил Спасителя, принял в объятия Творца веков в виде младенца, и исповедал Его Господом и Богом; а ныне, вместо нечестивых старцев, дети сретили Спасителя, подобно Симеону; вместо объятий распростерли ветви, и благословили Господа Бога, седящего на осленке, как бы на Херувимах: осанна сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне! Вместе с ними воскликнем и мы: благословен пришедший Бог, Царь славы, который, по естеству своему, будучи непричастен нищете, обнищал для нас, дабы обогатить нас своею благостью! (2 Кор. 8:9). Благословен пришедший в смирении, и опять имеющий придти во славе; являющийся теперь кротким на осленке и прославляемый восклицаниями младенцев, дабы исполнилось написанное: видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя во святыне (Пс. 67:25), а в другой раз имеющий придти на облаках грозным, окруженным Ангелами и силами! О медоточные уста детей! о чистое учение Боголюбезных отроков! Давид пророчески сокрыл мысль под буквою; дети, отверзши сокровищницу, языком изглаголали богатство и благодатными словами внятно призвали всех к наслаждению. Воспользуемся же и мы, вместе с ними, неотъемлемым богатством. Станем хранить в пространных недрах и сокровищницах (сердца) Божественные дары. Будем, не умолкая, восклицать: благословен грядущий во имя Господне, — Бог истинный во имя Бога истинного, Вседержавный от Вседержавного, Сын во имя Отца, Царь истинный от Царя истинного, имеющий царство, совечное и предвечное, как и Родивший Его! Ибо действительно царство у них общее; и Слово Божие усвояет Сыну царственную честь не так, как бы она дана была Ему отвне, или имела начало, или могла получить приращение, — нет — как естественную и по истине свойственную Ему. Ибо одно царство Отца и Сына и Духа Святаго, как одно существо и одно господство; посему мы и почитаем одним поклонением одно Триипостасное Божество, безначальное, несозданное, бесконечное и вечное. Ибо, ни Отец никогда не престанет быть Отцем, ни Сын — быть Сыном и Царем, ни Дух Святый быть тем, что Он есть по ипостаси; ни одно лице Троицы не уменьшится ни по вечности, ни по общности, ни по царству. Так, Сын Божий не потому стал царем, что сделался для нас человеком, и во плоти низложил нашего мучителя, одержав чрез нее победу над злым нашим врагом; но и ныне, и по принятии плоти, и всегда потому Он Царь, подобно родившему Его, что Он вечно Господь и Бог. Итак, еретик, не порицай Царства Христова, дабы не нанести оскорбления родившему Его. А кто верен, с верою приступи ко Христу, истинному Богу нашему, а не как употребляющие свободу для пртрытия зла (1 Пет. 2:16). Если ты раб, с трепетом покорись Владыке. Кто враждует против Слова, тот уже не добрый раб, но явный враг, как написано: кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшаго Его (Ин. 5:23).

Но возвратимся, возлюбленные, к тем словам, на которых мы остановились, и воскликнем: благословен грядущий во имя Господне! Это добрый и благий пастырь грядет положить добровольно душу свою за овец своих. Как звероловы посредством овцы улавливают волков, пожирающих овец, так и Пастыреначальник, предав себя в образе человека духовным и душегубительным волкам, уловляет этих хищников для Адама, некогда уловленного ими. Благословен грядущий во имя Господне! — Бог (грядущий) против диавола, не с открытым могуществом, которого и зрение снести не может, но в немощной плоти, дабы связать сильного, восстающего на нас. Благословен грядущий во имя Господне! — Царь (грядущий) против мучителя, не с вседержительною силою и премудростью, но с мнимым безумием креста, дабы исторгнуть добычу у змия, мудрого на зло. Благословен грядущий во имя Господне! — это (грядет) истинный против лжеца, Спаситель против губителя, Князь мира против виновника браней, Человеколюбец — против человеконенавистника. Благословен грядущий во имя Господне! — это (грядет) Господь помиловать свое творение. Благословен грядущий во имя Господне! — это (грядет) Господь спасти заблудшего человека, рассеять обольщение, просветить сидящих во тьме, уничтожить заблуждение идолопоклонства, ввести спасительное Богопознание, освятить мир, прекратить нечестие и горе от служения мнимым богам. Благословен грядущий во имя Господне! — един (грядет предать себя) за многих, дабы бедный род человеческий избавить от рук сильнейших, беднаго и нищаго от грабителей его (Пс. 34:10). Благословен грядущий во имя Господне! — (Он грядет) возлить вино и елей на попавшагося разбойникам и пренебреженного (Лк. 10:30–32). Благословен грядущий во имя Господне! — (Он грядет) спасти нас Самим Собою, как говорит пророк: не ходатай и не ангел, но Сам Господь спас нас (Пс. 63:9) Посему мы и благословляем Тебя, Господи, благословенного со Отцем и Святым Духом прежде веков и во веки веков, существовавшего бесплотно прежде веков и доселе, а ныне и на веки с обоготворенною и неизменною и нераздельною Твоею плотию.

Посмотрим и далее, что говорит Божественный Евангелист. Когда Господь вошел в храм, приступили к нему хромые и слепые и Он исцелил их. Видев же первосвященники и фарисеи чудеса, которыя Он сотворил, и детей восклицающих и говорящих: осанна Сыну Давидову! (Мф. 21:14,15), благословен грядущий во имя Господне! (9), не вынесли чести, оказанной Ему; посему, приступив к Нему, сказали: слышишь ли, что они говорят? (16). Как бы так они говорили: и Ты не огорчаешься тем, что Тебя прославляют, как Бога? Тебе не прискорбно слышать от невинных (младенцев) хвалы, приличные единому Богу? Разве Бог не открыл в древности чрез пророка: славы Моей никому не дам? (Пс. 42:8). И как Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом? (Ин. 10:33). Что же отвечал на это Долготерпеливый, Многомилостивый и Медленный на гнев? (Иак. 1:19). Он останавливает безумных, своим ответом укрощает ярость их, напоминает и сам о словах Писания, приводит из него свидетельства о настоящем событии, и не отказывается спрашивать их самих. Разве вы, говорит Он, никогда не слыхали того, что сказал Я чрез пророка: в тот день узнаете, что Я тот же, который сказал: вот Я? (Ис. 52:6), — и еще: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя? (Пс. 8:3). Враги эти — вы, которые слушаете закон и читаете пророков, а Меня, законом и пророками возвещенного, отвергаете. Под видом благочестия, вы думаете, что защищаете славу Божию; и не разумеете, что ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего (Ин. 15:23)! Я изшел от Отца и пришел в мир (Ин. 16:28). Моя слава есть слава Отца Моего. Таким образом эти бессмысленные, быв изобличены Спасителем нашим Богом, перестали прекословить, так как истина заградила уста их; но они предприняли другой безумный умысел, составили против него заговор.

Мы же будем воспевать: велик Господь наш, и велика крепость Его и разум его неизмерим! (Пс. 146:5). Ибо все это совершилось для того, чтобы Агнец и Сын Божий, который взял на себя грех мира (Ин. 1:29), добровольно пострадал для нашего спасения, чтобы Он обращен был как бы в предмет купли, и покупатели положили тридцать сребренников за Того, Кто животворящею Своею кровию искупил мир, и чтобы Пасха наша Христос был заклан за нас (1 Кор. 5:7), дабы те, которые окропляются драгоценною Его кровию, и которых уста, как верхи дверей, запечатлеваются ею, могли избегать стрел губителя, и дабы пострадавший плотию Христос, по тридневном воскресении, принял от всех тварей, вместе с Отцем и Святым Духом, равночестное и равномерное поклонение. Ибо пред Ним преклонится всякое колено небесных и земных и преисподних (Флп. 2:10), воздавая Ему славу во веки веков. Аминь.

Слово о Симеоне и Анне. В день Сретения Господня [35]

Некогда, по возможности в кратких словах, мы изложили мысли о девстве в творении: «Пир» (или) «о девстве»; а ныне, следуя течению времени, представляем славу девства в самом полном основании и неувядающем венце его на радость питомцам Церкви. Ибо ныне открывается совет божественных определений и священными проповедниками объясняются церковному собранию прообразы и последствия настоящего славного дня. Ныне самыми делами преславно открывается миру исполнение древнего и истинного совета (Божия). Ныне мы без покрывала, открытым лицем, как в зеркале, взираем на славу Господа и Его божественного кивота (2 Кор. 3:18). Наш святейший праздник на раменах своих приносит и подает роду человеческому небесную радость, которой ожидали из рода в род. Древнее прошло, и процвело новое и нестареющееся (2 Кор. 5:17, Ис. 43:19). Уже не господствует более суровое учение закона, но царствует благодать Господня, обращая к себе всех спасительным долготерпением. Не поражается опять невидимым образом какой–либо Оза, дерзнувший прикоснуться к неприкосновенному (2 Цар. 6:6–7). Ибо сам Бог призывает, и кто будет бояться? Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, взывает Он: и кто не поспешит? (Мф. 11:28). Пусть никто из Иудеев не противится истине, взирая на прообраз (этого) в доме Аведара (2 Цар. 6:10). Господь пришел к своим явно (Пс. 49:Ин. 1:11) и, как бы на очистилище, в одушевленном кивоте (плоти) шествует по земле. Мытарь, прикоснувшийся этого кивота, объявляется праведным. Блудница, приблизившаяся к нему, делается целомудренною. Прокаженный, подошедший к нему, снова становится здоровым. Никого он не отвергает; никого не отвращается. Сообщает здоровье, не принимая вреда от больных; ибо Господь человеколюбия пребывает в нем. Таковы дары новой благодати! Это новое совершилось под солнцем (Еккл. 1:10), не бывшее прежде, и не имеющее быть после. Он предопределил это по милосердию к нам, и пришел, и исполнил по человеколюбию, Ему свойственному. Посему достойно возглашала священная труба: древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5:17). Что же я помыслю, или что скажу достойное этого дня, в виду предметов недоступных? Ибо память святой Девы всегда превосходит всякое слово. Посему, если величие достоинств превышает немощь нашу, прибегнем к посильной хвалебной песни, и, прославляя непобедимую победу, с восторгом будет ликовать вместе с паствою, любящею празднества Христовы. Ты же, божественнейшее и священнейшее собрание слушателей, пребывай в молчании, чтобы спокойно при посредстве слуха ввести в пристань ума сокровища истины. Мы совершаем праздник, не представляющий смешного и шумного пиршества богов эллинского баснословия, а воспоминающий нисшествие (к нам) неприступной славы Того, который есть Бог сущий над всем (Рим. 9:5).

Итак, ты, торжественнейший из проповедников и величайший из пророков, Исаия, поведай Церкви тайну этого славного торжества, и предложи доблестным собратиям обильно насладиться неотъемлемыми благами, чтобы и ты, сравнив с твоим зерцалом открытую нам истину, мог, как неложный прорицатель, рукоплескать исполнению пророчеств. Было, говорит он, в год, в который умер царь Озия, видел я Господа, седящаго на престоле высоком и превознесенном, и исполнился дом славы Его. И Серафимы стояли вокруг Его: шесть крыльев у одного, и шесть крыльев у другаго. И взывали друг ко другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа, также с нечистыми устами, и царя Господа Саваофа видел я глазами моими. И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся он уст моих, и сказал: вот это коснулось уст твоих, и отъимет беззаконие твое, и грехи твои очистит. И услышал я голос Господа, говорящаго: кого Я пошлю? и кто пойдет к народу сему? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал он: иди и скажи народу сему: слухом услышите, и не уразумеете, и (очами), смотреть будете, и не увидите (Ис. 6:1–9). Таковы предвещания пророка, по внушению Духа. Ты же, возлюбленный, вникни в силу сказанного, чтобы понять исполнение тайн и узнать, каково и для чего здешнее собрание наше. При словах пророка, предвещающего чудо, ты поди и перенесись мысленным взором с пламенным чувством, с радостью и усердием, к славному Вифлеему, и напечатлей в себе ясный образ, сравнив пророчество с исполнением событий; ибо кто пристально посмотрит на тамошние события, для того не нужны будут длинные речи, чтобы достигнуть познания. Все ясно для разумных и справедливо для приобретших знание (Притч. 8:9). Ибо вот здесь открыто предстоит Дева–Матерь, как престол для Царя Господа Саваофа, высокий и превознесенный славою Создавшего его. На нем представь Господа, ныне пришедшего к тебе во плоти. На этом, говорю, девственном престоле преклонились пред Тем, который предпринял для тебя такой новый и преславный путь. Посмотри вокруг очами веры, и ты найдешь около Него и царское священство Серафимов. Ибо и они обыкновенно сопровождают шествие Царя. Посему там и говорится, что они восхваляли не только хвалами триипостасное существо единого Божества, но и почитаемую всеми славу, явившуюся ныне на земле Богоявлением одного из лиц Святой Троицы, словами: вся земля полна славы Его. Ибо мы веруем, что вочеловечившемуся для нас по благоволению (Еф. 1:5) Сыну присущ по божеству и нераздельный от него Отец с единосущным своим Духом. Потому что Бог, говорит священно–проповедник Павел, был во Христе, примиряя с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор. 5:19), указывая на Отца в Сыне по причине одного их благоволения.Ты же, любитель празднества, представляя столь славные и для тебя совершаемые дела в Вифлееме, присоединись с радостью к тем, которые величественно торжествуют на небесах твое спасение. Ликуй пред девственным престолом, как некогда Давид пред кивотом (1 Цар. 6:14). Прославь Господа, всегда и везде сущего, и от Фемана, как говорит пророк (Авв. 3:3), благоволившего явиться во плоти роду человеческому. Скажи вместе с Моисеем: Он Бог мой и прославлю Его, — Бог Отца моего, и превознесу Его (Исх. 15:2). Затем после благодарения весьма полезно исследовать, какая была причина явления Царя славы в Вифлееме. Родиться в Вифлееме телесно побудило, Непринуждаемого, милосердие к нам; какая необходимость могла быть для того, чтобы Безвременный, ставши грудным младенцем во времени, и Невместимый, быв обвит пеленами, сделался изгнанником и переселенцем? Если ты, божественное и богодухновенное собрание, хочешь знать и это, то послушай Моисея, который ясно проповедует народу, и, приводя к познанию сверхъестественного рождения, говорит: всякий младенец мужескаго пола, разверзающий ложесна посвящается Господу (Исх. 15:Лк. 2:23). О чудо! О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! (Рим. 11:33). Господу закона и пророков надлежало совершить все по собственному своему закону, и быть не нарушителем, но исполнителем закона, а вместе с тем с окончанием закона соединить начало благодати своей. Посему и высшая закона, Матерь, подчиняется закону, и пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковый день; и свободная от закона, повинуется закону, и приношение делается за Того, Который освятил нас, — пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. А что это рождение было чистое и не подлежавшее очищению, свидетель слов моих об этом Исаия, ясно возвещающий вселенной: еще не мучилась родами, а родила, прежде нежели наступили боли ея, (избегла и) [36], разрешилась сыном, Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? (Ис. 66:7), Итак пресвятая Дева–Матерь избегла свойственного женам пред рождением, как и зачала без соития, потому что Святый Дух предобручил и освятил ее. Она родила первородного и единородного Сына Отца, который на небесах воссиял единородно без матери из Отчего естества и сохранил нераздельною и неразлучною девственность естественного единства (с Ним), и на земле, в девственном чертоге, как жених, непреложно соединился с Адамом и сохранил матерную чистоту неповрежденною и непорочною, который на небесах рожден нетленно, и на земле родился неизреченно. Впрочем обратимся к предложенному предмету.Итак пророк отвел Деву из Назарета, чтобы спасительный плод родился в Вифлееме, и пророк же, изведши, явил миру надежду жизни. Таким образом воздвигшись со стогнов Вифлеемских, кивот Божий (который воздавал долг закону о сороковом дне не по долгу, а по благодати), остановился на горах Сионских; и восприявшая в чистейшие недра, как на высокий престол, превосходящего человеческое естество, Царя всех, сопрестольного Богу–Отцу и неотлучного от Него Сына, представила там (Его) с чистейшею воспринятою от нее плотию. Входит во храм священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо, вожделенного Сына, отверзшего ложесна девства и не повредившего ключей девства, стоящего выше закона и исполняющего закон, бывшего прежде рождения и явившегося по рождении, воплотившегося от ней превыше закона природы. Всякое чрево, наперед разверзаемое и оплодотворяемое от соития, воспринимает зачаток рождения, и при последних болезнях производит на свет, по премудрости Создателя, разумный и соответственный плод природы, по Слову Божию: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (Быт. 1:22). А ее чрево, не быв наперед разверзаемо и оплодотворяемо, пребыв в одном и том же состоянии девства, произрастило плод сверхъестественный и вместе сродный себе, по нераздельному с ним единству, невредимо, чудодейственно. Итак входит во храм превысшая храма, облеченная двойною славою, т. е. славою пречистого девства и неизреченного деторождения, благословением закона и святостью благодати. Посему и говорит тайнозритель: и исполнился дом славы Его и Серафимы стояли вокруг Его, и взывали друг ко другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис. 6:3). Тоже самое и блаженный пророк Аввакум прекрасно воспел, говоря: посреди двух животных Ты будешь узнан; когда приближатся лета, Ты будешь познан; когда придет время, Ты будешь показан (Авв. 3:2) [37]. Смотри, с какою ясною точностью говорит Дух. Знание, говорит Он, познание, и показание, которые означают следующее; слова: посреди двух животных ты будешь узнан — означают осенение божественною славою Его, бывшее при законе в недоступном (Святом святых) над очистилищем кивота, между изображениями Херувимов, как говорит Бог к Моисею: там я буду открываться тебе (Исх. 25:22); равно как и упомянутое ныне Ангельское собрание по поводу преславного Богоявления самого Спасителя во плоти, как провозвестил Исаия. А слова: когда приближатся лета, ты будешь познан, — означают, как сказано, преславное познание невидимого Спасителя нашего Бога, как в одном месте говорит священнотаинник Павел: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына своего, который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4–5). Следующие затем слова: когда придет время, ты будешь показан — нужно ли объяснять для того, кто внимательным оком приникнет к настоящему празднеству? Ты будешь показан, говорится здесь, в храме, как бы на царском седалище, родившею Тебя пречистою Матерью в благолепии воплощения Твоего. Выражая это с большею ясностью, пророк взывал так: Господь во святом храме своем; трепещи пред лицем Его вся земля (Пс. 10:95:9).По истине страшно совершившееся с Тобою таинство, Матерь–Дева, духовный престол, препрославленный и достойный Бога. Ты явила изумительное чудо для небесных и земных. Свидетельством и неопровержимым доказательством этого служит то, что при новом чуде сверхъестественного Твоего рождения Ангелы на земле воспевали: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение (Лк. 2:14), тройственностью песни выражая тройственность святыни. Блаженна Ты между женами, богоблаженная; ибо чрез Тебя земля исполнилась священной славы Божией, как и в псалмах поется: благословен Господь Бог Израилев (71:18), и наполнится славою Его вся земля; буди, буди (19). И поколебались, говорит пророк, верхи врат от гласа восклицающих (Ис. 6:4)На это указывая и Соломон, в книге Песнь Песней, говорил: возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями, доколе дышет день прохладою и убегают тени (2:17). И так, когда, по словам праведного Давида, явился Бог богов в Сионе (Пс. 83:8) [38] и великолепие красоты Его явилось во Иерусалиме (Пс. 95:6), и свет возсиял на Праведника и на правых сердцем веселие (Пс. 96:11), то Освятитель и Господь освящаемых призвал Духом Святым учителя и служителя закона на служение и свидетельство совершающемуся.Посему старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицем закона подателя закона, самовластного учителя, Бога Авраамова, защитника Исаакова, Святаго Израилева, наставника Моисея, обещавшего открыть ему, как бы сзади (Исх. 33:23), Божественное воплощение, богатого в бедности, предвечного в младенчестве, невидимого в видимом, непостижимого в объемлемом, величайшего в малом виде, находящегося в храме и на небесах восседающего на царском престоле и на колеснице херувимской, непрестанно пребывающего долу и горе, сущего в образе раба и в образе Бога Отца, повинующегося и царствующего над всем. Он весь исполнился желания, весь–надежды, весь–радости, и стал уже сам не свой, а Того, кто был предметом его надежды. Святый Дух возвестил ему, и он, еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался как бы уже обладая желаемым. Побуждаемый такими чувствованиями, он, быстро восходит по ступеням и входит в древний священный храм, но не заботясь о храме распростирает священные объятия для Владыки храма, говоря и вместе воспевая такие слова, приличные вожделенному торжеству: Тебя я желаю, Владыка Боже Отцев и Господи милости, сподобившего собственною славою и силою, промышляющею о всех, и милостью снисхождения к нам, как бы примирительным посредничеством, установить дружественное согласие между небесными и земными; Тебя я ищу, Создателя всех: на Тебя взираю, объемлющего все Словом Своим; Тебя сретаю, владычествующего над жизнью и смертью; Тебя ожидаю, законодателя и преемника закона; Тебя алкаю, воскрешающего мертвых; Тебя жаждаю, облегчающего страждущих; Тебя желаю, Творца и Искупителя мира; ты — Бог наш, и Тебе мы покланяемся; Ты — святый храм наш, и к Тебе мы возносим молитвы; Ты — законодатель законов, и Тебе мы повинуемся; Ты — Бог первый, и прежде Тебя не было другого Бога, родившегося от Бога Отца (Ис. 43:10), и после Тебя не будет другого Сына у Отца, Единосущного и равночестного; знать Тебя, есть полная праведность, и признавать власть Твою — корень безсмертия (Прем. 15:3); Ты для нашего спасения — камень краеугольный, драгоценный и избранный (Ис. 28:16, 1 Пет. 2:6), предвозвещенный Сиону; Тебе подчинено все, как виновнику, приведшему все из небытия в бытие, дающему крепкое устройство неустроенному, держащему и сохраняющему сотворенное, Создателю различных тварей, управляющему всем своею всемогущею и премудрою десницею, приводящему в порядок всякое нестроение и соединяющему всех неразрывными узами согласия и мира. Ибо Тобою мы живем и движемся и существуем (Деян. 17:28); посему, Господи Боже мой, я превознесу Тебя, восхвалю имя Твое; ибо Ты совершил дивное, определения древния истинныя (Ис. 25:1), облекшись славою и величием (Пс. 103:1). Подлинно, что славнее для царя блестящей порфиры и светлой диадимы? Или что величественнее для милосердого Бога человеколюбивого воплощения, светлыми лучами своими озаряющего седящих во тъме и тени смертной? (Лк. 1:79). Справедливо временный царь и слуга Твой назвал Тебя Царем веков, сказав: Ты прекраснее сынов человеческих (Пс. 44:2–3), как Бог и человек между людьми; ибо Ты при божественном воплощении Твоем препоясал чресла свои правдою (Ис. 11:5), как в самом себе правда и истина и веселие всех. Итак веселись сегодня небо вместе со мною; ибо сжалился Бог над народом своим; кропите облака правду миру (Ис. 45:8), и основания земли возглашайте мир находящимся во аде; явилось воскресение мертвых; пусть и земля провозглашает милость живущим на ней, ибо я исполнен утешением и преизобилую радостию (2 Кор. 7:4); потому что я увидел Тебя, Спасителя людей.Когда старец ликовал таким образом и радовался Божественным веселием, тогда святая Богоматерь явно исполняла то, что образно описано пророком Исаиею (6:6).