Творения

11. Исполняющие же настоящую заповедь должны исполнять оную без всякого скверностяжательства, не требуя себе возмездия или за указание вещи, или за сохранение, или за обретение, или как бы ни называли предлог к тому.

Ср. Григория Неокес. 4 и 5; Григория Нисск. 6.

12. Плач бывает вне врат молитвенного храма, где, стоя, согрешивший должен просить входящих верующих, дабы они помолились за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стоять до моления об оглашенных, и тогда исходить. Ибо правило глаголет; слушав Писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стояв внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин вместе стоящих есть — когда кающийся стоит вместе с верными и не исходит с оглашенными. Конечно же, есть причастие Святых Тайн.

Ср. 1 Всел. 11; Василия Вел. 75.Каноническое Послание Святого Григория Неокесарийского [6]1. Не пища удручает нас, святый отец, если пленники ели то, что подавали им победители их, особенно, когда все согласно утверждают, что варвары, совершившие набег на наши страны, не приносили жертв идолам. Апостол же говорит: пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6:13). Но и Спаситель, очищающий [7] всякую пищу, говорит: не то, что входит, сквернит человека, но то, что исходит [8]. [Подобное] и относительнаго того, что плененныя женщины растлены, так как варвары надругались над их телами. Но если и прежде была зазорна жизнь какой–нибудь из них, потому что она ходила к след очей блудодействующих (Чис. 15:39; Иез. 6:9), по написанному, то ясно, что любодейная наклонность подозрительна и во время плена, и таковых не скоро следует допускать к общению в молитвах. Если же какая жила в совершенном целомудрии и на деле доказала свою прежнюю жизнь чистою и вне всякаго подозрения, а теперь подверглась поруганию по насилию и принуждению, то [относительно такого случая] имеем пример во Второзаконии (22:25–28) в лице отроковицы, которую человек встретил в поле и, принудив ее силою, преспал с нею: отроковице не делайте, говорит, ничего; на отроковице нет смертнаго греха, потому что [это то же], как если бы какой–либо человек возстал на своего ближняго и умертвил душу его, — так [и] это дело: отроковица кричала, и не было помогающаго ей. Так [следует поступать] в подобных случаях.2. Но ужасно любостяжание, и невозможно в одном послании привести места божественных писаний, в которых провозглашается, что отвратительно и гнусно не только грабить, но и вообще быть любостяжательным и посягать на чужое ради постыднаго прибытка; и всякий таковой [т. е. виновный в этом] должен быть публично объявлен изгнанным из Церкви Божией. А что во время [вражескаго] нашестия, среди столь великаго стенания и столь многих слез, некоторые осмелились время, угрожающее всем гибелью, считать для себя временем корысти, то это свойственно людям нечестивым и богоненавистным и таким, которых низость не может быть превзойдена. Поэтому мы решили объявить всех таковых отлученными, чтобы гнев не пришел на весь народ и прежде всего на самих предстоятелей, потому что они не принимали решительных мер. Ибо я боюсь, как говорит Писание, чтобы нечестивый не погубил вместе с собою праведнаго (Быт. 18:26). Ибо блуд, говорит, и любостяжание, — ради них приходит гнев Божий на сынов противления. Итак не будьте сообщниками их. Ибо вы некогда были тьма, а теперь свет в Господе: как чада света ходите, — ибо плод света [состоит] во всякой благости, праведности и истине, — испытывая, что благоугодно Господу. И не участвуйте в безплодных делах тьмы, напротив того, и обличайте, ибо о том, что происходит от них тайно, стыдно и говорить; все же обнаруживаемое светом делается явным (Ефес. 5:3, 6–13), Это [говорит] апостол. Если же некоторые, подвергшиеся наказанию за прежнее любостяжание, бывшее во время мира, в самое время гнева снова обратились к любостяжанию, ища корысти от крови и погибели людей изгнанных, или плененных, или убитых, то чего иного нужно ожидать, кроме того, что подвизающиеся за любостяжание соберут гнев и самим себе и всему народу?3. Вот, не Ахар ли, сын Зары, прегрешил [взяв] от заклятаго, и не пришел ли гнев на все сонмище Израилево? Он один только согрешил, [но] не один только умер в своем грехе. Но нам подобает в это время почитать заклятым всякое стяжание, если оно составляет не нашу собственность, а чужую. Ибо как тот Ахар взял часть добычи, так и эти теперь [взяли] из добычи; но тот [взял] принадлежавшее врагам, а эти теперь [взяли] принадлежавшее братьям, ища выгоды в погибельной корысти.4. Никто пусть не обольщает себя даже под тем предлогом, что он нашел; ибо непозволительно, чтобы даже нашедший получал корысть. Второзаконие говорит: если увидишь тельца брата твоего и овцу, блуждающую на пути, то не оставляй их без внимания, но повороти их и направь к брату твоему; если же брат твой не приходит к тебе, и если ты не знаешь его, то ты собери их, и пусть они будут у тебя, пока не будет искать их брат твой, и возврати их [ему], и так поступай и с ослом его, и так поступай с одеждою его, и так поступай со всякой потерей брата твоего, что бы ни было потеряно им, и ты найдешь это (Втор. 22:1–3). Так Второзаконие. А в книге Исход [то же сказано] не только [относително такого случая] если кто найдет принадлежащее брату, но и врагу: обратив, говорит, возврати его в дом господина его (Исх. 23:4). Но если, таким образом, во время мира не позволительно искать выгоды от брата или врага, который ведет жизнь беззаботную и изнеженную и не печется о своей собственности, то насколько больше в том случае, когда он находится в несчастии и убегает от врагов и по нужде оставляет собственность.