Поучения

3. Смиренные далеки от всякой зависти, злаго соперничества и безпокойнаго искательства. Величавость гордости для них отвратительна, упорное непослушание им чуждо. Удаляя от себя лож, они непричастны злословия. Как сыны мира и согласия, ненавидят и изгоняют вражду; как неусыпные ревнители добраго имени, чуждаются всякаго легкомыслия. Они не знают лукавства, любят искренность и чистосердечие. Они спокойны, ибо живут надеждою успокоения. Как сами сделались чуждыми для сего мира, так чужды для них и шумныя его занятия. Человекоубийцы суть ненавистные изверги в глазах их. Хранилища сердец их полны благих сокровищ. Мысли их чисты от коварства; око сердец обращено к миру превыспреннему, созерцает красоту Господа своего и наполняет дух неизреченным восторгом. Сердца их зачинают помышления благия, уста раждают плод добрый. Отверзши сердце свое для благой любви Господа своего, они тщательно исторгают из него непотребные плевелы. Семена их приносят плод сторичный, ибо орошаются водою из источника жизни. Уничижение, насажденное во глубине души, оплодотворяет их веру и любовь. Они облекаются во Христа, как драгоценнейшую одежду, и берегут ее от всякой нечистоты. В них обитает Дух, коим запечатлены от Бога; они любят Его, не огорчают Его. Они украшают храмы свои для Царя, который грядет, который входит и обитает в кротких и смиренных; утверждают храмину свою на твердом камне, и не боятся ни ярости волн, ни свирепства ветров. Светлы, как солнце; умны, как мудрыя девы, и заблаговременно уготовляют светильники для сретения Царя грядущаго, надеясь войти в брачный Его чертог. Они берут сребро и делают надлежащее употребление из своих талантов, дабы получить «область над десятию градов» (Лк.19:16–17); охотно открывают и расточают свое имущество, никогда не оставляют в сокровищнице и не скрывают сребра своего. Что касается до внешняго состояния, телом они ходят по земле, но мысли их устремлены к Господу; они идут по пути святому и входят в царство вратами тесными, они постоянно привержены к соблюдению закона и упражняются в делах благочестия с прилежанием неусыпным. В мире живут как странники, непрестанно ожидая возвращения в небесное свое отечество. Мысли их возвышенны, воспаряют к небесам, душа с поспешностию летит в дом святый, превыспренний; очи их, проникая в высоту, созерцают Жениха, уготовляющаго себя на брак. Туда восходят Ангелы их и приносят мир душам их.

Они настроивают язык свой для песней духовных, дабы насладиться радостно в той стране, откуда исходит сладкий голос утешения; усиливаются проникнуть в страну сию, и, снедаемые желанием вселиться в ней, возсылают молитвенные вздохи чтобы желание их исполнилось. Таковы друзья смирения.

4. Смиренные суть сыны Всевышняго и братья Христовы. Господь сошел к нам в приветствии: Мария приняла Его смирением. Когда Гавриил приветствовал блаженную Марию и сказал ей: «радуйся благословенная в женах!» – сие приветствие породило плод, и она зачала Сына, благословила и возвеличила Господа, призревшаго на смирение рабы своея и отвергшаго горделивых и надменных. Вышний возносит всех смиренных и изливает на них дары благословения. Потом когда Христос родился, небесные стражи учили нас смирению благословенным песнопением: Слава на небеси, спасение земле, благоволение к человекам! И Господь, желая научить нас смирению, так сказал: «Аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. И аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два» (Мф.5:39–41). Что заповедал наш Спаситель, смиренные могут исполнить. Высокость и слава неприличны смиренному: венец царственный не к лицу убогаго. Бог ненавидит того, кто под покровом смирения питает гордость. Царь наказывает смертию нищаго, который домогается венца; ибо слава и величие только Царю приличны. Слава есть достояние его, величество соединенно с его природою. Царския отличия свойственны Царю, а не простолюдину и человеку низкой породы. Тот ненавистен и отвратителен для всех, кто не умеет различать своего состояния. Посему, возлюбленный, чего Бог не хощет видеть между нами, то не должно и быть у нас; каждый пусть остается с тем, что имеет; будем довольны своим состоянием. Нам прилично смирение, а Царю слава и знаменитость. Он пусть владеет своим, а мы своим; ибо он оставил нам в удел смирение. Чего он не дал нам, тем не должно и пользоваться. Но хотя бы он и предоставил нам что нибудь, это есть знак его одобрения. Безразсуден и лукав тот, кто восхищает что нибудь чужое. Напротив, кто твердо стоит на степени смиренных, того Всевышний вознесет в царстве Своея славы.

5. Человек не может служить двум господам. Какое общение у гордости с смирением? Что общаго у гневливости с кротостию? Какое соучастие у лености с прилежанием, у заботливости с спокойствием? Кто предается удовольствию и утехам в сей жизни, тот лишится их в будущем веке. И всякой, кто любит смирение, вознесется и возвеличится в царстве славы. Богачь одевался в порфиру, тщеславился, гордился, но по смерти подвергся мучениям; а Лазарь, проведший жизнь в уничижении, вознесен и сидит в лоне Авраама. Фарисей и мытарь во храме молились вместе: но фарисей в высокоумии оправдывал сам себя, и потому вышел и возвратился в дом свой осужденным; а мытарь, смиривший себя самаго, возвратился в дом оправданным. Зло несовместно с добром, мрак противен свету, дружество – неприязни; смирение ничего не имеет общаго с завистию и рвением, безмолвие – с строптивостию. Зло не может сопротивляться добру; мрак бежит, когда является свет; сладость прогоняет горечь; кротость побеждает притворство; молчаливость уничтожает споры. Мрак не воюет с темнотою, ненависть не востает против неприязни; зависть не противится отвращению, желчь не может ненавидеть горечи: но злые преследуют добрых, нечестивые – праведных; гордые превозносятся над смиренными; лжецы посмеваются над правдивыми; безумные презирают мудрых, и тот, в ком нет никакой искренности, повсюду издевается над чистосердечием. Гордому смиренный столько же ненавистен, как человекоубийца. Чьи руки привыкли к злодеянию, тот не может без зависти смотреть на человека праведника. Чьи уста исполнены лжи, для того откровенность противна и несносна.

6. Одно средство к предостережению себя от злобы завистников – молчание и терпение. Они получат ужасное воздаяние. Змий завидовал благополучию Адама в раю, и подвергся за сие троякому проклятию. Бог отнял у него ноги и заставил ходить на персях и чреве; лишил его свойственной пищи и дал ему в снедь землю; представил его человеку, как врага, коего должно попирать ногами. Каин по зависти убил Авеля, и был осужден скитаться по земле, как беглец и изгнанник. Исав завидовал кроткому Иакову, и Иаков восхитил у него благословение первородства, – надменный брат был подчинен смиренному. И те, которые по зависти ненавидели Иосифа смиреннаго, поклонились Иосифу превознесенному. По зависти фараон преследовал евреев и умерщвлял детей их в водах: какою мерою мерил другим, возмерилось и самому. Корей с сообщниками своими возненавидел Моисея, и страшная казнь постигла мятежников: бездна отверзла гортань свою и поглотила их, возгорелся огнь и пожрал единомышленников злодея. Возненавидели Моисея Аарон и Мариам, – и Святый угрожал погубить их, Мариам поражена была седьмидневною проказою. Саул ненавидел, коварно преследовал Давида, – и Дух Святый удалился от него; попустил духу лукавому безпокоить его и мучить. Ахаав преследовал и убил Навуфея, и там, где пролита кровь Навуфея, там псы лизали кровь самаго Ахаава. Иезавель, после тщетных покушений умертвить Илию, была съедена псами, а Илия вознесен на небо. Огнь попалил завистников, которые клеветали на праведных (Даниила и братий его), а праведники вышли из него невредимы. Халдеи, злословящие Даниила, впали в ров, который изрыли для невиннаго. Аман, за ненависть к Мардохею и его народу, сам повешен на кресте с детьми своими. Наконец жестокосердый и несмысленный народ, который не принял Христа Царя своего, изгнан из отечества и разсеян по всей земле; а Христос, приняв венец славы, возсел на престоле своем. Пред Ним падут все ненавидящии Его. Столь пространно я писал тебе для того, дабы ты знал, как жестоко нечестивые преследуют смиренных, и сколь жестокия казни ожидают их самих.

7. Знай притом, возлюбленный, что в каждом человеке, оскверненном беззакониями, обитает злая ненависть и господствует тот же нечистый дух, коим и Саул одержим был. Ибо когда Давид играл на гуслях для Саула, дабы его успокоить, Саул, побуждаемый господствующим в нем духом ненависти, покушался пронзить копьем своего утешителя. Напротив, кто воодушевляется смирением, в том обитает дух кроткий, тот соделывается храмом самаго Христа. Еще повторяю сказанное мною: добрые не завидуют злым, но злые добрым. Видно ли когда, чтобы богатые завидовали бедным, благочестивые нечестивым, праведники грешникам, чада созидания развратителям, правдолюбцы обманщикам, благонравные распутным, честные обидчикам? Посему достигай смирения, которое побеждает зависть и изгоняет вражду; присовокупи к нему молчание и терпение, могущия предостеречь от разврата. Люби смирение, будь трезв, приучайся к терпению. Смиреннаго многие любят, а гордаго и надменнаго ненавидят даже те, которые одного с ним духа. Удаляйся от гнева и воздерживайся от всякаго порока и скверны; поелику Бог ненавидит их. Не отворяй для гнева двери, то есть, уста твои, и не искажай им лица твоего, не давай ему языка, дабы он не произвел горьких плодов; пусть умрет его изчадие, пусть злые помыслы уничтожатся в самом начале своем.

8. Если когда возгорится в тебе гнев, то вместе распространится в тебе и мрак. Посему не вверяй ему языка своего, и языку не передавай всех помышлений, которыя восходят на сердце твое. Погреби их внутри во глубине своего сердца. Если же сердце твое раждает мысль благую, то передай ее языку своему, и таким образом уста твои издадут добрыя слова. Надобно, чтобы слово несколько дней обращалось в сердце твоем: если найдешь его достойным, передай языку; если же нет, то пусть оно умрет в сердце твоем и погребенно будет в твоих помышлениях. Стереги язык от ложнаго свидетельства, дабы огнь не возгорелся в теле твоем. Тщательно сохраняй Господа, в тебе обитающаго, и не впускай в сердце твое ничего такого, что Ему неприятно, враждебно. Он хощет жить в человеке один; злыя помышления не должны при Нем присутствовать. Язык, коим ты прикасаешься к ранам Господа своего, должен любить молчание; уста, коими лобызаешь Царя мира, должны остерегаться от раздора; ничто гнилое не должно исходить из них: иначе и Христос оставит тебя и удалится. Люби смирение, оно твердо, как железная стена; стяжи трезвение и плоды благотворительности. Душа, питающаяся ими, насыщается, веселится и торжествует. Всякое древо познается от плода своего: человеческия мысли обнаруживаются посредством слов. Мудрый из слов узнает мысли того, с кем обращается; ибо уста говорят от избытка сердца. Муж Богобоязливый говорит только доброе, его слух отвращен от кощунства, его язык не произносит ничего злаго; ибо мысли его не раждают ничего такого, что заслуживает отвращение. Он находит удовольствие только в размышлении о законе Господа своего. Таковы плоды добраго древа. Равным образом и человека, помышляющаго злое, мудрый узнает из слов его. Если он говорит только шуточное и колкое, если занимается пересудами и кощунством; то слушающий его познает, что таковыя слова как зачаты преступно, так и родились; ибо все, прежде нежели родится, имеет свое зачатие. Вспомни, что сказал Спаситель наш: «Всяко древо доброе плоды добры творит: а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Темже убо от плод их познаете их» (Мф.7:17–18, 20). Так человек добрый от благаго сокровища сердца своего износит слова добрыя, а злой человек от злаго сокровища сердца своего износит слова злыя. Ибо уста говорят то, что сокрыто внутри. Хотя бы на древе было тысяча плодов, по одному можешь узнать свойство целаго древа. Если ты вкусишь один плод с древа, и он покажется тебе сладким и приятным; то душа твоя одна желает съесть все плоды того древа. Так благочестивый человек, встрешившись с злым человеком, тотчас узнает свойство его из слов его. Увидев, что слова его достойны отвращения, исполнены духом разврата, он не хочет более и слушать его. Если же сойдется с человеком благоразумным и узнает, что беседа его добра, сладка, исполнена мудрости и разума; он в то же время хочет услышать все слова его и передать их душе своей. Он по вкусу, так сказать, распознает человека, который хочет только казаться смиренным. Ибо кто притворяется мудрым, кротким и смиренным, а в сердце помышляет злое, тот, хотя между людьми носит личину смиреннаго и как бы мудреца благомыслящаго, подобен бывает горькому плоду, который видом похож на шепталу [1], а горечью своею отвратителен для вкуса.

9. Прилепись, возлюбленный, к смирению; его и запах приятен и вкус сладок. Смиренный и на земле велик. Его сердце обитает в дольних странах, но любезно для жителей горних. Смиренный не смущается, если здесь встретится ему какая нибудь неприятность; ибо он привык быть довольным своим состоянием. Но как тяжело бывает надменному, неумеющему смирять себя, когда случится с ним какое нибудь несчастие! Много друзей у смиреннаго, но никто не спрашивает о его здоровье. Многие проповедуют его славу, но собственное смирение открывает ему только нечистоты грехов его. Что скрывается в его сердце, того он никому не сказывает. Он непоколебимо стоит на пути своем и углубляется в премудрость. Его ум занят предметами возвышенными, небесными. Надобно со вниманием слушать слово смиреннаго; ибо оно взвешено в мыслях его. Храм сердца его исполнен благих сокровищ; язык приносит плод приятный. Смирение есть источник мира; из него текут воды созидания. Ной любил смирение, и оно спасло его от потопа. К нему прилепился Авраам, и соделался наследником мира; ибо в смирении повергался пред Господом Богом, называя себя прахом и пеплом. В смирении воспитан был Исаак, и – ему служили цари, любили делать с ним договоры. Простодушный Иаков получил от отца благословение Исава брата своего. Все Праотцы наши были кротки, смиренны и миролюбивы, – и Всевышний превознес смиренных, уничижил и посрамил гордых. Любил смирение праведный Иов, и его невинность засвидетельствована самим Господом. Его ненавидел лукавый сатана, но Иов посрамил врага и противника праведных. Господь превознес поборника правды, подтвердив собственным свидетельством его невинность.10. Люби добродетель смирения, возлюбленный! Она свойственна человеку по началу телесной его природы. Справедливость требует, чтоб мы смиряли самих себя, Адам произошел из персти земной, и Господь дал ему заповедь, чтобы он соблюдал ее. Ежели бы человек сохранил заповедь сию; то Господь перевел бы его в состояние высшее. Но поелику он стал домогаться высоты несвойственной его природе; то Господь возвратил его в прежнее уничижение – в землю. Подлинно на сие указывают слова Спасителя нашего: «Всяк возносяйся смирится» (Лк.14:11). Адам возносился, и возвратился в землю, из которой взят был. Спаситель наш уничижил Себя, и получил славу свою, «наследовал имя, еже паче всякаго имени»; но Адам, обольщенный духом гордости, подвергся уничижению и к уничижению сему присовокупилось еще проклятие.Итак, возлюбленный, необходимо и свойственно человеку любить смирение, пребывать в том состоянии, какое сообразно с настоящею его природою. Ибо корень уничижения находится в земле, и избыток плодов его бывает соразмерен его углублению. Плоды его вожделенны; ибо он производит спокойствие и скромность, образует характер любезный и безмятежный. Смиренные бывают простодушны, терпеливы, любезны, невинны, искренни, учены, мудры, предусмотрительны, благоразумны, миролюбивы, милосерды, любообщительны, снисходительны; их ум проникает глубины мудрости, их сердце наслаждается спокойствием, их душа сияет красотою. Блаженна та душа, которая прививается к сему столь плодотворному древу; ибо в ней царствует мир, в ней живет Тот, кто любит жить в кротких и смиренных.Письмо къ св. Григорію, просветителю Арменіи, о посте.1. Святые посты пріятны Богу, сокровенны, подобно сокровищу, на небе сокрытому, и составляютъ оружіе противъ лукаваго и щитъ противъ острыхъ, раскаленныхъ стрелъ врага. Говоря такъ о постахъ, говорю не отъ себя самаго, но съ наставническаго голоса Св. Писанія, которое свидетельствуеть, что посты всегда оказывали важную помощь благочестиво и свято постившимся. Но, возлюбленный мой, посты не состоятъ въ одномъ только употребленіи хлеба и воды, даже въ той мере, сколько нужно это для поддержанія нашей жизни, а соблюдаются еще многими другими способами. По сей причине и постники различны. Такъ, иной ограничиваетъ свой постъ воздержаніемъ отъ хлеба и воды только до техъ поръ, пока не почувствуетъ голода и жажды, а другой доводитъ свой постъ до полной, совершенной чистоты, и хоть алчетъ, но не естъ, жаждетъ, но не пьетъ; а потому последній несравненно выше перваго. У некоторыхъ постъ состоитъ въ воздержаніи отъ мяса, вина, вообще отъ различныхъ родовъ пищи, а у другихъ въ воздержаніи отъ словъ, — въ запечатленіи своихъ устъ молчаніемъ, чтобы они не произносили вредныхъ словъ. Нельзя также отказать въ имени постниковъ темъ, которые воздерживаются или отъ сообщенія съ людьми порочными, опасаясь заразиться отъ нихъ; или оть обладанія имуществомъ, съ тою целію, чтобы самимъ не оставаться праздными, не испортиться отъ лености, не впасть въ пороки, свойственные богачамъ; или отъ спанья на мягкой постели, съ темъ намереніемъ, чтобы скорее и охотнее вставать на молитву и быть бодрее при самомъ ея совершеніи; или отъ мірскихъ радостей, заменяя ихъ слезами, чтобы подвигомъ самоотреченія угодить Господу. И уже, безспорно, именемъ постника долженъ быть почтенъ тотъ, кто совмещаетъ все эти виды поста и делаетъ изъ нихъ одинъ постъ. Впрочемъ, кто постится до возчувствованія позыва на пищу, тому имя постящагося принадлежитъ только до техъ поръ, пока воздерживается онъ отъ пищи и питья; потому–что, какъ скоро онъ хоть немного чего–нибудь съестъ и выпьетъ, въ такомъ случае уже нарушаетъ свой постъ. Но никакъ не должно называть постникомъ того, кто какимъ бы то ни было образомъ снова начинаетъ употреблять то, отъ чего онъ далъ зарокъ воздерживаться. Сверхъ того, постящійся безъ зарока воздерживаться отъ техъ или другихъ вещей не делаетъ большаго греха, нарушая свой постъ, по причине голода; напротивъ, давшій зарокъ воздерживаться отъ известныхъ вещей, впадаетъ въ большой и тяжкій грехъ, когда нарушаетъ свой постъ; потому–что онъ изменяетъ тогда обещанію, которое далъ Богу, а потому удаляется отъ Бога.2. Воть тебе, возлюбленный, примеры святыхъ постовъ. Святый постъ соблюдали Авель, Енохъ, Ной, Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ, Іосифъ, и притомъ Енохъ потому, что угодилъ Богу; Ной потому, что сохранилъ чистоту среди развращенныхъ своихъ современниковъ; Авраамъ потому, что имелъ веру; Исаакъ потому, что сохранилъ заповеди Божіи; Іаковъ потому, что сподобился получить отъ Исаака благословенія и виделъ и позналъ Бога; Іосифъ потому, что былъ веренъ. Святость всехъ этихъ мужей была наилучшимъ, совершеннымъ ихъ постомъ предъ очами Божіими. Безъ сердечной святости постъ не благоугоденъ Богу. Поэтому прошу тебя, возлюбленный, заметь и запечатлей въ памяти, что внутренняя, сердечная святость, обузданіе языка и воздержаніе отъ худыхъ делъ — это такіе посты, которые далеко превосходнее поста, состоящаго въ воздержаніи отъ пищи. Въ самомъ деле, никто не смешиваетъ меда съ желчью. Такъ точно и воздерживающійся отъ хлеба и воды не долженъ къ этому воздержанію примешивать злословія, ругательствъ, хулы. Еще: у твоего, человекъ, дома, который есть вместе и храмъ Божій, одна только дверь. Поэтому ни съ чемъ несообразно, невежливо и нечестиво ты поступилъ бы, если бы чрезъ ту–же дверь, въ которую входитъ Царь, сталъ выносить соръ и другія нечистоты. Итакъ, когда ты намереваешся приступить къ причащенію: то напередъ очистись, и тогда уже принимай тело и кровь Господа, а также и после сего храни въ чистоте твои уста; потому–что чрезъ нихъ вошелъ къ тебе Царь. И вообще, чрезъ твои, человекъ, уста никогда не должны проходить слова нечистыя; потому–что, по непреложному слову Жизни нашей — Господа Іисуса, не то, что входитъ въ уста, оскверняетъ человека; но то, что изъ устъ исходитъ, оскверняетъ человека (Матф. 15:11).Моисей, соблюдая постъ на горе Синайской, также соблюдалъ его вместе со святостью, — и за то принесъ съ горы законъ своему народу. Пропостившись на горе дважды по сорока сутокъ, онъ, возвратившись оттуда, блисталъ великою славою, потому–что слава Господня, такъ сказать, почивала на лице его. Ставши посредствомь святаго поста другомъ Божіимъ, онъ умилостивилъ Бога, готоваго въ гневе своемъ истребить іудеевъ за ихъ нечестіе, и темъ спасъ отъ погибели этотъ непокорный народъ. Подобно Моисею, постился мужественный поборникъ славы Божіей, Илія Пророкъ, когда преследовала его Іезавель. Избегая угрожавшей ему смерти, онъ, во время пути своего къ горе Хориву, въ томъ месте, где говорилъ Господь съ Моисеемъ, постился сорокъ сутокъ. За то, достигши горы Хорива, онъ сподобился видеть тамъ Господа, повелевшаго ему возвратиться. Иди, возвратися путемъ своимъ, сказалъ ему Господь, и помажеши Азаила на царство Сирійское, и Іиуя сына Намессіина помажеши на царство надъ Израилемъ, и Елисея сына Сафатова помажеши вместо себе пророка (3 Цар. 19:15–16). Смотри же, возлюбленный, какую силу имеетъ постъ! Можетъ ли быть что–нибудь выше той славы, чище той радости, которыя получаетъ человекъ, сподобляясь еще здесь, на земле, видеть Господа своего? Но и эту славу, превосходящую все мірскія славы, и эту радость, чистейшую всехъ земныхъ радостей, Илія заслужилъ постомъ, точно также какъ и Моисей, который, пропостившись на Синае два раза по сорока сутокъ, возвратился оттуда съ скрижалями завета, перстомъ Божіимъ начертанными. Только надобно помнить, что оба эти великіе мужи во время постовъ своихъ были святы и совершенны.