Православие и современность. Электронная библиотека.

Глава X. Отступления Рима в совершении Таинств

Глава XI. Рим и Россия

Глава XII. Упадок Римской Церкви в XIV и XV столетиях как причина возникновения протестантизма

Глава XIII. Протестантизм. Реформация в Германии, Швейцарии, Англии

Глава XIV. Лютеранство. Положительная сторона первых реформаторов

Глава XV. Отвержение Церковного Предания и авторитета Соборной Апостольской Церкви в вопросах веры и церковной организации

Глава XVI. Учение о состоянии человека по падении и об оправдании его верою

Глава XVII. Отвержение апостольского понимания Церкви и священства Глава XVIII. Учение о Таинствах и отвержение живой связи между Церковью земной и небесной Глава XIX. Англиканское вероисповедание Глава XX. Кальвинизм – реформаторство – пресвитериане Глава XXI. Сектантство Глава XXII. Секты XVI века Социниане-унитарии Анабаптисты Меннониты Глава XXIII. Секты XVII и XVIII веков Баптисты Квакеры Методисты Глава XXIV. Секты XIX-XX веков «Ученики Христа», или Кампбеллиты Мормоны, именующие себя «святыми последних дней» Адвентисты 7-го дня Глава XXV. Свидетели Иеговы Учение «Свидетелей Иеговы» Церковь и христианство (по учению «Свидетелей Иеговы») Миссия «Свидетелей Иеговы» Божий план устройства мира Тысячелетнее царство Бога-Иеговы Глава XXVI. «Кристиан Сайенс» – «христианская наука» Бог Материя. Сотворение мира Человек Зло. Искупление. Христос Глава XXVII. Ереси и секты в России. Их происхождение Глава XXVIII. После Второго Ватиканского Собора. Заключительное слово о протестантизме и православии. Экуменическое движение Библиография Глава I Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) – «яже есть дом Божий... столп и утверждение Истины»... «Егоже дом мы есмы» (Ап. Павел). Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда – «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», ибо – «едино тело, един Дух... един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (Ап. Павел). «Слово плоть бысть» и « мы видели славу Его» – «видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам» (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение – это реальность, которою живет Христова Церковь. «Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром»... «Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его... чему все мы свидетели» (Деян. II, 24,32) отсюда – Радость Вечной Жизни и ее торжество: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало». – Христос Воскресе! – « Сия есть победа, победившая мир – вера наша», и еще – «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» – в этом сущность Православного исповедания и благовестия. Единая Христова Церковь и наряду с этим римское католичество, протестантство и из протестантства вышедшие секты, претендующие на присвоение себе имени Церкви Христовой. Где же подлинно Христова Апостольская Церковь, «Церковь Семи Вселенских Соборов и десяти столетий единства Христианского мира», а где Церковь, отступившая от основ раннего благовестия, т.е. Церковь новшеств? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания и общества (секты) как равноценные? Что у них общее? В чем отступили они от учения Христа и Апостолов? Каждый православный христианин обязан знать: а) Православие, б) что представляют собой инославные исповедания и секты, в) в чем расходятся они с Православием и г) чем они обосновывают свои расхождения с учением Христа, с учением Церкви Христовой. Эти вопросы и составляют предмет сравнительного богословия. Прежде чем приступить к разбору тем нашего предмета, взглянем на окружающую нас обстановку, присмотримся, что в духовном отношении – в смысле верности Благой Вести, Евангелию – представляет в данное время нас, православных, окружающее христианство. Невооруженному глазу следующая картина бросается в глаза: в то время как Православная Церковь остается верной чистоте Христова и апостольского благовестия, западный мир все более удаляется от апостольского наследия, все более отходит от той основы Благой Вести, которая была и навеки остается сущностью христианской проповеди: «Мы видели и свидетельствуем вам новую Жизнь», и «возвещаем вам сию Вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам», и «Мое Царство не от мира сего»... Этот отход от основы и сущности христианского благовестия особенно отчетливо выражен в современном протестантизме, отвергающем новозаветное учение о Боге-Спасителе, учение и о «предшествовавшей нашему спасению пропасти между Богом и падшим творением, заполненной добровольным отданием Себя, Сына Божия», и сливающемся в некое единство в экуменическом движении... Некие силы лихорадочно стремятся завладеть миром, пользуясь для этой цели и экуменическим движением.