Житие и подвизание иже во святых отца нашего Порфирия Газского

95. Идолопоклонники же на сколько видели успехи христиан, на столько более неистовствовали и старались сделать зло христианам и, прежде всего, преподобному их пастырю Порфирию.

Идолопоклонники неистовствовали до того, что взялись за мечи и дубины и погубили семь человек, а многих других побили. 96. Затем, не довольствуясь ими, устремились на самого пастыря, и некоторые, радующиеся добру, прибежав, возвестили преподобнейшему епископу нападение толпы.

Блаженный, услышав это и призвав меня, сказал: бежим, брате, и скроемся не на долго, пока минует гнев Господень и, взлезши на стену, мы бежали по крышам.

Идолопоклонники же, разломав двери епископии, вошли и не найдя иже во святых Порфирия, расхитили все, что там находилось. 97. Я же и блаженный Порфирий, бежа по крышам, нашли девушку около четырнадцати лет, которая, узнав преподобного епископа, припала к ногам его. Блаженный же спросил, кто она и каких родителей. Девушка отвечала, что она сирота по отцу и по матери, и сказала, что у нее есть старуха бабка, недужная телом, и что она работает и пропитывает себя и свою бабку. Он спросил ее, христианка ли она, и она опять сказала, что нет, но издавна желает, «если я достойна». Милосердый Порфирий, услышав слова девушки и тронувшись, прослезился, [72] сказав: как склонен к добру род Газцев. Но враг старается препятствовать такому намерению, и его Господь убиет словом уст своих (II Сол. 2, 8). И сказав девушке: принеси нам сюда подушку на эту крышу, дабы мы остались здесь, пока не уляжется смятение в городе, и не говори никому, что мы здесь. Она же клятвенно уверяла, что не откроет даже и своей бабке. 98. И сойдя через некую крышу в свое жилище, она принесла подушку, подложила тюфяк и припав к ногам блаженного, просила его вкусить ее скромной пищи и не презреть ее нищеты – дело было к вечеру. Преподобный же, желая быть подражателем великого пророка Илии, сказал девушке: дерзай, дщерь, и принеси для того, чтобы Господь через меня воздал тебе духовную и телесную пищу. Она же спешно спустилась и уйдя купила хлеб, и маслины, и сыр, и вареные овощи и вино, принесла все и поставила перед нами, сказав: возьмите, господа мои, и благословите нищету мою. Блаженный, тронувшись снова, прослезился, предвидя ту веру во Христа, которую она будет иметь. Встав и сотворив обычные молитвы, мы сели и вкусили, я вкусил и сыра и вина, преподобный же хлеба, вареных овощей и воды, и отпустив девицу к ее бабке, мы заснули на крыше: время было летнее. Мы спросили и имя девушки и она сказала: Салафта, что толкуется по-гречески Ирина (мир).

И следующий день мы пробыли на крыше, [73] причем добрая Ирина всячески ухаживала за нами с большою готовностью. 99. Когда же мы узнали, что смятение улеглось в городе, мы ночью отправились в святую церковь, и войдя в епископию, не нашли там никого, кроме боголюбивого Варохи, лежащего при последнем издыхании, вследствие нанесенных ему безбожными и нечестивыми идолопоклонниками ударов. Через несколько времени ипатик (имя ему было Клар) узнав о случившемся в городе, послал коментарисия 84 с большою помощью и забрал тех, на которых указали ему правители, и привел в Кесарию: одних он казнил, других, наказав плетьми, отпустил, и нагнав не малый страх, так восстановил порядок в городе. 100. Немного дней спустя иже во святых Порфирий вспомнил об оной доброй девушке, приютившей нас и послал меня за нею. Она же спешно прибыла с другою женщиною, которая, как она говорила, была ее тетка. Войдя к блаженному епископу, они припали к его ногам, и он принял их благосклонно, как любвеобильный отец, и сказал девушке: воистину, дщерь, ты желаешь сделаться христианкой?» Она же в ответ сказала: я уже говорила тебе, господин мой, что издавна имею это желание, и теперь в свидетельницу привела мою тетку, которая и сама имеет то же желание.

Он же, обрадовавшись, [74] приказал давать ей и ее бабке ежедневно по четыре милиарисия 85 серебра, а ее тетке дал одну номисму и назнаменовав их знамением креста, отпустил, приказав им заниматься молитвами и оглашением оглашенных. И послал в ее дом богочестивого Тимофея пресвитера и огласителя 86 и поручил ему назваменовать бабку девушки, бабку, которая, как я сказал выше, была расслаблена телом. И все три, будучи оглашены, немного времени спустя, удостоились честного крещения. 101. После того, как они сняли священные одежды, преподобный, призвав названную девушку, сказал ей: хочешь, мы сочетаем тебя законным браком с мужем? тебе время вступить в сожительство, ибо брак честен не воспрещается нашим Писанием. Девушка, услышав речь святого, начала плакать и говорить: отче благий, соединив меня с великим мужем, ты теперь хочешь разлучить с ним и выдать за низкого и ничтожного; не делай, господин мой, этого. Иже во святых, удивившись, оказал: а кто это, с которым я тебя соединил? Она же отвечала: Иисус Христос, Спас душ наших, истинный мой жених, с которым я не разлучусь во веки. Иже во святых, услышав и тронувшись, прослезился, и от великого волнения обнял девушку [75] и облобызал ее голову. Воистину он был весьма чувствителен и от большого милосердия легок на слезы. И мы, бывшие близ него, видя благодать Святого Духа, данную боголюбивой девушке, прославили Бога, дарующего мудрость и благодать своим избранным. И он отпустил девушку в этот день. 102. Случилось, что в эти дни старуха упокоилась и отошла ко Господу. Тогда, призвав девушку, он пригласил богочестивую диакониссу Манариду, имя которой толкуется по-гречески Фотина (светлая); ей поручил он Салафту, облекши в иноческий образ, и препоручив их Богу, отпустил с миром. И она приняла такой образ жизни, какой в то время не вела другая, постясь день, и после поста принимая немного хлеба с солью и моченых плодов или мелких овощей и одной воды – вина она совершенно не вкушала; в праздники она употребляла и масло и ела маслины, но не отведывала ничего, вареного на огне; во все дни поста четыредесятницы она через день ела моченые плоды или вареные овощи без хлеба, а всю неделю святой пасхалии проводила, не вкушая ничего, кроме теплой воды в святой четверток, после святого причащения. И тело свое она изнурила до того, что видевшие ее думали, будто видят тень. Она была образцом и для многих других, ибо жизни и подвизаниям святой девы Салафты подражали; она кажется, жива и ныне;

[76] умертвив себя миру, она живет во Христе и находится с Ним постоянно, ее же святых молитв да будем и мы причастны. И это пусть будет сказано о святой деве Салафте. 103. Блаженнейший же епископ Порфирий, уставив церковное правило и весь чин, прожив еще немного лет по освящении святой церкви, впал в недуг; написав благочестивое завещание, завещал многим и препоручив всех из христолюбивого народа Богу, почил в мире со святыми, месяца Дистра во второй день, в год, по Газскому счету, четыреставосьмидесятый 87; он епископствовал лет 24, месяцев 11 и дней 8, совершив добрый подвиг против идолопоклонников до дня своего успения.

И ныне он находится в рае наслаждений, молясь о нас со всеми святыми, молитвами которых да помилует вас Отец и Бог с Сыном и Святым Духом, Ему слава и держава во веки веков, аминь.Комментарии1. Ныне Газзе.2. Ныне Салоники.