Творения

17. Если ангелам многого недостает со стороны существа и познания, то да не будет, чтоб сего не доставало и Сыну Божию, и Святому Духу! Но Бог — Святое Слово, пришедшее к нам от Отца, говорит духовно; а душевные востязуются (1 Кор. 2, 14–15), не разумея премудрости Сына, или лучше — слова премудрости. Спрашиваю тебя, и скажи мне: кто более, Отец ли или день оный, о котором Он говорит? Не дерзнешь, конечно, говорить, что Отец не есть более. Итак, если Отец более и дня того, и часа, и всего от Него происшедшего и имеющего произойти, и никто не знает Его, токмо Сын (Матф. 11, 27): то что же более, — Отца ли знать, или оный день? — Весьма ясно, что знать Отца. Так каким же образом знающий большее имеет недостаток в меньшем? Если поэтому Он знает Отца, то, конечно, знает и день тот; и нет ничего, в знании чего имел бы недостаток Сын. Но ты скажешь, что Отец, который более всего, имеет познание, а Сын — отнюдь нет, как и Сам говорит: Отец Мой болий Мене есть (Иоан. 14, 28). Но это говорит для почтения Отца, как и приличествовало, Сын, более того почтенный от Отца. По истине должно было истинному Сыну чтить собственного Отца, дабы показать, что Он есть истинный Сын. Чем же, думаешь ты, Он более Его? Окружностью или тяжестью? или временем? или возрастом? или достоинством? или Божеством? или бессмертием? или вечностью? Не думай этого. Ничего нет в Божестве Его неравного с Сыном. Но поколику Отец, Он есть Отец, и поколику Тот есть Сын истинный, Он чтит Отца Своего; и тяжестью не определяется Божество, чтоб Отец превосходил ею Сына; и времени не подлежит Оно, чтоб Отец превосходил временем Сына; также и на высоте какой либо не пребывает Отец: так чтобы Сын мыслим был, как ниже стоящий; ибо Он все объемлет, Сам ничем не объемлемый. Он седе одесную Отца (Марк. 16, 19; Евр. 1, 8; 8, 1; 10, 12; 12, 2); и не сказано: вошел в Отца, чтобы разрушить учение Савеллия и ниспровергнуть хулу Ария на Него.

18. Посему не ищи того, чего не должно искать, но чти Сына, чтобы почтить и Отца. А когда слышишь о Боге: никтоже благ, токмо един Бог (Лук. 18, 19), то не дерзай объявлять Сына не благим ради того, что Сын преимущественно чтит Отца. Ибо когда Он называет Отца благим, то не отрицает того, что Он Сам есть благ, но тем более открывает Себя Самого таковым в почитании Своего собственного Отца, дабы от благости Отца познана была благость Сына Божия, рожденного от благого Отца Бога. Великое слабоумие обнаруживают дерзающие говорить о Сыне подобно тому, как если б ты сказал: един есть благий Бог. Ибо во многих местах учит нас Божественное Писание, называя благим отрока нищего и мудрого (Еккл. 4, 13) и говоря: был Самуил благ пред Господем и человеки (1 Цар. 2, 26), и: благ бе Саул, сын Киса из колена Вениаминова, от рамен и выше высок паче всех из Израильтян (1 Цар. 9, 2; ср. ст. 1) и еще: благо ходити в дом плача, нежели в дом пира (Еккл. 7, 8), и: отверзи, Господи, небо, сокровище Твое благое (Втор. 28, 12) и: благое слово паче даяния (Сир. 18, 17; ср. ст. 16) и: благ пес живый паче льва мертва (Еккл. 9, 4), и: блази два паче единого (Еккл. 4, 9), и: блага последняя словес паче начала (Еккл. 7, 9) и: аще вы лукави суще умеете даяния блага даяти чадам вашим (Матф. 7, 11), при чем речь идет о рыбе и хлебе. Каким же образом можно осмеливаться думать, что в тех словах Сын отрицает Свою благость, а не думать, что Он по преизбытку чести к Отцу приписывает Ему благость? Он видел, что говоривший ему: учителю благий (Марк. 18, 18; ср. Матф. 19, 16), говорил это лишь устами, а не сердцем и, желая обличить его, сказал те слова, чтобы он не устами веровал в Него, а испытывал Его сердцем, как и в другом месте говорит: что говорите Мне: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю (Лук. 6, 46; ср. Матф. 1, 21)? И таким образом хотел обличить его; потому что он называл Его благим учителем, но не пребывал в вере в Него, чтоб веровать в благость Его.

19. Итак Само Святое Слово есть живое, ипостасное, Царь небесный, Сын истинный, всегда со Отцем сущий, от Отца происшедший, сияние славы, образ ипостаси (Евр. 1, 8), образ Отца во истину, сопрестольный Родившему, Которого Царствию не будет конца (Лук. 1, 38). Он есть Судия живым и мертвым (Деян. 10, 42), — Премудрость от Премудрости, Источник от Источника: ибо Мене, говорит, оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенци сокрушеные (Иер. 2, 13). Он есть река приснотекущая, устремлениями своими веселящая град Божий (Псал. 45, 5), из того же Источника проистекшая, из Которого, как сказано, реки от чрева его истекут (Иоан. 7, 38). Он есть жезл Давидов, корень Иессеов (Рим. 15, 12), цвет от него, лев, царь от колена Иудова (Апок. 5, 5), овча словесное (ср. Деян. 8, 32 и Ис. 53, 7), камень живый (1 Петр. 2, 4), велика совета Ангел (Ис. 9, 6), человек во истину бывший, и Бог во истину пребывающий, непреложный естеством, не изменившийся Божеством, рожденный во плоти, воплотившееся Слово, Слово плоть бывшее (Иоан. 1, 14). Тут между словами: Слово и бысть поставлено слово: плоть. Не сказано: Слово бысть, но после изречения: Слово без члена поставлено: плоть; а после слова: плоть сказано: бысть, дабы чрез слово: бысть Он разумеваем был и как рожденный от Марии, и как Слово, свыше от Отца снисшедшее. Сие святое, живое Слово, сущий у Отца Бог, великого совета Ангел, возвещающий определения совета Отчего, Отец будущего века (Ис. 9, 6), Сам сказал: никтоже весть о дни том и часе, ни ангели, иже суть на небесех (Марк. 13, 32). Противники не знают того, что Сын в особом смысле говорит: токмо один Отец (Марк. 13, 32). Если Сын знает Отца, а Отец есть более и дня того и часа, в чем никто не сомневается, то каким образом знающий большее не знает меньшего? Ибо никтоже знает Отца, токмо Сын, и никтоже знает Сына, токмо Отец (Матф. 11, 27). Как велик Отец тем, что знает Сына, так и Сын велик, потому что знает Отца. Посему если Он знает Отца, — большее, то каким образом не знает малое, то есть, день тот и час? Испытай Божественные Писания и познай силу Святого Духа, и Сам Дух, знающий Отца и Сына, откроет тебе знание Слова Сына Божия, дабы ты не заблудил от истины и не погубил души своей.

20. Два вида познания, два рода ведения представляются в Божественном Писании: один по действию, а другой по ведению. Но чтобы представить тебе подобия из примеров, дабы заблуждший разум твой и подобно тебе мыслящих многими примерами направлен был на путь правый, узнай, что говорит Писание об Адаме: беста, говорит, оба нага в раю, и не стыдястася (Быт. 2, 25). Слепы же они не были, ибо видели глазами. Если б они не видели, то как узнали бы, что древо добро в снедь, и красно еже разумети (Быт. 3, 6)? И вземши, сказано, жена, яде: и даде мужу своему с собою (ст. 6). Итак не были они слепы, но отверстыми имели очи; будучи наги, не стыдились, взирая друг на друга; и будучи наги, познавали друг друга: познавали ведением, а не действием. Ибо лишь после того как они, вкусив от древа, были изгнаны из рая, спустя много времени, сказано: Адам позна Еву жену свою (Быт. 4, 1). Как это могло быть, когда они, будучи наги, видели друг друга и познавали себя видением, а не действием? А познанием Писание называет сожительство друг с другом. Познание употребляет оно в двояком смысле: ибо еще говорит так: познал Иаков Лию жену свою, и зачат роди (Быт. 29, 32 и дал.). Сначала он познал ее; ибо седмь лет пас с нею овец Лавана, отца ея. Познал ее ведением посредством видения и посредством познания, познал и посредством действия. Познал и Рахиль жену свою (ср. Быт. 30, 23). И еще в другом месте: и Давид бысть стар, сказано, и одеваху его ризами многими, и не согревашеся. И реша царю: да поищут девицы добрые. И обретоша Ависагу Суманитяныню. И приведоша, сказано, к царю, и она спала с ним, и бысть греющи его. И не позна ея Давид (3 Цар. 1, 1–4), — той, которая с ним была, прикасалась к нему телом и с боку его лежала. Так о каком же ведении говорится здесь? О ведении ли посредством видения, или о ведении посредством действия? И еще: позна Господь сущия Своя (2 Тим. 2, 19). Так разве Он не знает не сущих? И: отступите от Мене, делателие неправды: Я никогда не знал вас (Лук. 13, 27). Так неужели есть незнание в Сыне Божием? И еще: вас познах от всех племен (Ам. 3, 2). Так неужели Он не знает остальных племен? Да не будетъ! Но Божественное Писание различает познание: одно ведением, а другое действием.

21. Итак Единородный, исполняя волю Отца, уже показал все совершившимся. Ибо познал Отец тот час и день, познал его и ведением и действием, так как Он все ведает. И когда Сын говорит: Отец суд весь даде Сынови (Иоан. 5, 22), и как бы не судит, то уже тем самым, что Он дал это право Сыну, показал, что Он Сам судит: потому что не лишается Бог права судить судимых. И в том, что Отец не судит, является, что Он уже осудил. А Сын знает, когда придет: ибо Сам приносит этот день, Сам определяет, ведет и совершает его; потому что говорит: приидет день оный, яко тать в нощи (2 Петр. 3, 10). Говорит также: не будьте в нощи, дабы день не застал вас во тьме (ср. Иоан. 12, 35). Итак, если рабы Христовы суть чада дня, то неужели Сам Сын, приносящий день, не знает, застанет ли Его тот день? Не Сам ли Он, напротив, приносит этот день? Кто таким образом рассуждающий не богохульствует, мысля неприличествующее об Отце и Сыне? И Отец знает тот день и час двояким способом: ведением и действием; ибо Он знает, когда придет этот день. И опять Он уже осудил, определив судить Сыну, и познал действием. Сын Божий также знает, когда придет этот день, и Сам приносит его и не неведает; но еще не совершил его знанием, то есть, действием: ибо еще нечестивые нечествуют, неверные не веруют, зловерные богохульствуют, диавол действует, прегрешения совершаются, несправедливость господствует, и суд долготерпит, до тех пор, пока не придет, и пока Сын не познает его действием и сделает отмщение, и спасет во истину надеющихся на Него и не произносящих хулу на Божество Отца и Сына и Святого Духа.

22. У святых же ангелов в двух отношениях недостает такового достоинства. Они почтены честью и получили ее от Отца и Сына и Святого Духа. Но им недостает вот чего: не знают они определенно, когда это будет. Во Своей власти положи Отец времена (Деян. 1, 7). Если же Отец в Сыне, и Сын во Отце, то уже нет недостатка у Сына во власти, принадлежащей Отцу. У ангелов же недостает ея, потому что ангелы, как и архангелы, и силы, суть существа созданные. А Отец не созданный, Сын не созданный, Дух Божий не созданный. Посему ангелы не знают того дня и часа ни ведением, ни действием. Не знают они, когда восхощет Отец и Сын и Святой Дух принести день тот. И не знают познанием действия: ибо еще не получили повеления выйти и собрать злых на подобие плевел, и связать в снопы, чтобы сожигать огнем неугасимым (Матф. 13, 30). Итак они этого еще не сделали и не знают; Отец же знает и сделал; а Сын знает, но еще не сделал; то есть, токмо Отец один, но ни ангели, ни Сын (Марк. 13, 32). Уразумеем силу Писания, дабы не было нам письмя в смерть: письмя бо, сказано, убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Приимем дух, чтобы получить пользу от письмени. Не письмя самое убивает: в письмени заключается жизнь; убивает же оно того, кто неразумно приступает к письмени и не имеет духа говорящего, раскрывающего букву Писания и открывающего то, что в ней сокрыто. Так Отец Святой дал святой Церкви своей единородного Сына Своего, истинного, рожденного от Него, и Святого Своего Духа, в одном познании единомыслия, в одном союзе совершенства; чтобы в имени Отца совершенного и Бога мы получили печать, и в имени Сына совершенного и Бога, и в имени Духа Божественного и совершенного мы прияли печать. О Троица святая, исчисляемая, Троица в одном имени исчисляемая! Ибо не говорится: единица и двоица, или: единица и единица, но единица в Троице, и Троица в единице, единовидно, единоименно, един Бог Отец в Сыне, Сын во Отце со Святым Духом.

23. Призови же ко мне свидетелей истины, призови ко мне отроков, спасенных от пещи Вавилонской, удостоившихся быть вверженными в огонь, но не истребленных, не угасить огонь, чтобы не показаться противостоящими ему каким либо новым способом искусства, но быть в огне, и однако же не быть истребленными огнем по причине правой веры их. Чрез них Бог научает нас тому, что есть созданное и что несозданное, что есть сотворенное и что — не получившее бытия во времени, что есть всегда сущее и что — от Него происшедшее. Эти спасенные отроки восхотели показать благодарное расположение к Богу спасшему их, на Которого они отначала возложили надежду и не отступили, не склонили выи пред образом, дерзостью царя и неограниченною властью. И когда восхотели что либо воздать Богу, то, испытав глубины в сердце силою Духа Святого, будучи святы, и размыслив о небе и о всем, что есть на нем, о земле и о всем, что есть на ней, а также и о том, что все, что ни существует, недостойно быть принесенным в приношение Богу (ибо того, что выше их самих, они не имели власти приносить Богу), и по достоинству и по власти они решили только песнями воспевать Бога. Ибо написано следующее: пожрите жертву хвалы (Псал. 106, 22), и: жертва хвалы прославит мя (Псал. 49, 23). Пременив Ветхий Завет в Новый, побуждаемые Духом Святым, они не имели нужды в жертве из животных или во всесожжениях; потому что говорят: несть места еже пожрети, ниже жертвы, ни олтаря (Дан. 3, 38), так как все ими оставлено. А желая приносить таковую хвалу и оставив свое уничижение, смиренномудренно возносятся в хвале Богу; яко всяк возносяйся, смирится, смиряяй же себе, вознесется (Лук. 18, 14). Вместе с дарованием спасения Его, они приемлют и сей дар смиренномудрия и хотят приносить Богу хвалу и не изнемогать, и, испытав себя в неизреченном славословии Бога, решаются свосприять с собою в славословие всю тварь и начинают славословить, свосприяв все творение.

24. Различив творения от Сотворившего и создания от Создавшего, они говорят: благословите вся дела Господня Господа (Дан. 3, 57). Вся, сказали, и ничего не оставили. Но дабы Дух Святой начертал нам образ совершенного знания, чтобы знать, что есть Божество, и что — сотворенное от Бога, дабы мы не смешали с вечным того, что сотворено из не сущего, дабы мы не погубили свою душу, они все свели к одному числу. Ибо им открывал Дух Святой, как удостоившимся быть вместе с ангелами и сожительствовавшими с тем, что есть на небесах и что на земле, и что в преисподних земли; и ничего они не упускали из виду. И сами святые отроки говорят, как я сказал выше: благословите вся дела Господня Господа. И начинают исчислять и различать, какие суть дела, какие творцы дел, какие творения, что есть соделываемое, а что — соделанное. И исчисляют небо, землю, воды, которые превыше неба; и ангелов, так как и ангелы суть существа созданные; — престолы и силы, так как и они — созданные; — солнце и луну, как сотворенные, а не несозданные; — облака и вьюгу, ветры, снега, молнии, громы, землю, море, источники, бездны, реки, все человечество, горы, птиц небесных, скотов и животных; души преподобных и духов праведных, Ананию, Азарию, Мисаила, иереев и рабов Божиих (Дан. 3, 57–88). Ибо все это есть сотворенное и созданное, от Бога происшедшее чрез Слово и Святого Духа, потому что Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. 32, 6). Смотри же, возлюбленный брат, как все исчислили они, движимые Духом Святым, но не причислили к тварям ни Сына, ни Святого Духа. Они познали, что тоже самое Божество в Троице, и та же самая Троица во едином Божестве; и прославили Отца в Сыне, и Сына во Отце, со Святым Духом, одну святыню, одно служение, одно Божество, одно славословие.25. Но диавол всячески дерзает и это поколебать в людях, оболгать святых отроков в дерзости неверия, измыслить и сказать: они не ведали имени Святого Духа, чтоб произносить его, потому что были иудеи; не ведали и Сына, будучи иудеями. Однако же самые слова Писания тотчас изобличают неверие худо мыслящих. Ибо сказано: и был зрак четвертого подобен Сыну Божию (Дан. 3, 92). Вот имя Сына Божия. Итак нет неведения о Нем. И еще прежде ввержения в пещь исполнен был Духом Святым Даниил и сказал: чист аз от крове сея (Дан. 13, 45–46). И возвратишася (вси людие) на судище (ст. 50. 49), и он осудил старцев, движимый Духом Святым (ст. 61). Итак ведали отроки Сына, ведали Отца и Духа Святого, и не по неведению не называли имена Их, но вследствие осторожности. Благословите, говорили они, вся дела Господня Господа. И не сказали: благослови, Сын Божий, Господа; или: благослови, Святой Дух, Господа; но: благословите вся дела Господня Господа. И чтобы кто либо из охотников искать всякого повода к спору не сказал, что они не упомянули херувимов или серафимов, следовательно эти последние не суть дела Божии, Божественное слово наперед решило оградить эту истину от замышляющих козни против самих себя, предвидя от сего вред для нихь самих и для отроков. Ибо трояко усугубили песнь святые отроки, сами привнося в песнь Богу созданное и сотворенное, и сначала сказав: благословен еси Господи Боже отец наших, и хвально, и прославлено имя Твое во веки (Дан. 3, 52), затем несколько далее говорят: благословен еси седяй на херувимех (ст. 54); и еще: благословен еси седящий на престоле славы царствия Твоего (ст. 55); и: благословен еси видяй бездны седлй на херувимех (ст. 52); чтобы от поименования престола ты уразумел серафимов и херувимов, и от имени херувимов, и бездны, и освященного престола, и от всех прочих имен, от числа всего поименованного ты уразумел, что все это сопричисляется к прочим делам. Ибо назвав все это в песни, они тотчас прибавляют, говоря: благословите вся дела Господня Господа (ст. 57), чтобы Гавриил и Михаил благословили Отца и Сына и Святого Духа.26. А чтимые ангелы на небе воспевают победную песнь, с серафимами и херувимами прославляя Троицу в единой славе, в равном достоинстве и едином существе, говоря: Свят, Свят, Свят (Ис. 6, 3), три слова испуская, но говоря в единстве и не многоименно. Ибо не говорят в четвертый раз: свят, дабы не сделать прибавления к именованию Троицы; не говорят и дважды: свят, дабы не была недостаточною слава совершенства; но трижды, чтобы святить одинаковою честью Отца и Сына и Святого Духа. И не говорят: свят и полусвят, но одинаково говорят: свят, единым гласом, единым словом и единым совершенством, прославляя Троицу в единстве и единство в Троице. Этому познанию научить нас пришел единородный Божий. Эту мудрость возвестил нам Дух Святой. Это совершенство открыл нам Отец. Воистину эту жизнь даровало нам Слово воплощенное. Это здание воздвиг нам Святой Дух: аще кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие (1 Кор. 3, 12); потому что иного основания нет. Основания бо иного никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос, Сын Божий (ст. 11). Мы — Его здание, Его тяжание (1 Кор. 3, 9), наздани бывше на основании пророк и апостол (Ефес. 2, 20), чтобы ведать здание наше, твердое воистину и основание наше всегда сущее и не начавшее бытия. Но не во всех разум, по слову апостольскому (1 Кор. 8, 7), а только в удостоенных Духом Святым познания таин и истины. Ибо Сам Он, открыв Себя и Отца и Святого Духа, порицая некоторых из находящихся в неразумии, говорил: не ведаете Писания, ни силы их (Матф. 22, 29). И еще в ином месте: имеяй уши слышати, да слышит (Матф. 11, 15). И еще Самарянке говорил: аще бы ведала еси, Кто есть просящий у тебя пити, ты бы просила (у Него — Иоан. 4, 10). И еще: не весте коего духа есте (Лук. 9, 55). Итак не во всех разум. Ибо различны дарования от Бога, и святое слово говорит: емуже предано множайше, множайше истяжут от него (Лук. 12, 48), так как бы некоторые приемлют малое, другие совершенно ничего, иные же прияли в избытке.27. И что это так, можно вывести из сказанного в Божественных Писаниях. Божественное Писание, духовно понимаемое, заключает в себе весьма многое, касающееся нашей жизни и познания, то есть, Господа. Ибо те изречения, которые более глубоки по смыслу и в избытке утверждают нашу душу, служат преткновением для не приявших познания Божия, как говорит Осия пророк: кто смыслен и уразумеет сия? и кому дано слово разума Господня, и увесть сия? яко правы путие Господни, а нечестивии преткнутся в них (Ос. 14, 10), Правы, но нечестивые претыкаются о пути Господни, так как эти последние сами по себе не служат к преткновению для людей. Претыкающиеся о камень претыкания претыкаются по беспечности. Ибо преткнулись о камень претыкания и соблазнились во–первых иудеи, которые, видя единородного Сына Божия во плоти пришедшего, совершающего Божественные знамения и не удостоенные познания небесного, говорили: кто есть сей человек, иже глаголет хулы (Лук. 5, 21)? и при другом случае: если бы человек сей был от Бога, то не нарушил бы субботу (Иоан. 9, 16). Итак они не признавали Божества Его, а считали Его простым лишь человеком. Другие же, и Богом Его познавшие, но не признававшие совершенной Его славы, услышав в глубоком смысле сказанные изречения о Нем и о соделанном для нас спасительном домостроительстве, претыкаясь о Божество Его, склоняются к худым мнениям: ибо заблуждается разум их. Как иудеи впали в заблуждение, услышав это, так и они, слыша, впадали в заблуждение. Те видели предсказанное пророками, но не признавая исполнившимся пришествие Христа во плоти, смутились: а сии опять, слыша предсказания о Его домостроительстве, но разумея их просто, смущаются и обращают в свою собственную погибель то, что служит к нашему созиданию, и говорят: но Он (Христосъ) сказал: Я восхожду к Богу Моему и Богу вашему, и ко Отцу Моему и Отцу вашему (Иоан. 20, 17). Видишь ли, что и Сам Он есть одна из тварей, богохульствуя дерзают говорить они.28. Итак видишь ли, что их вводит в заблуждение домостроительство пришествия во плоти? Они берут во внимание то, что было сначала, и спрашивают о временах и летах. Ибо исходи Его, сказано, от дней века (Мих. 5, 2). Так посмотрим на то, что было прежде. Отец говорит: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Не сказал: сотворю человека по образу Моему. Изобличен будь, имеющий окаменелое сердце, согласно написанному: но окаменело сердце их (Иоан. 12, 40), и познай Сына всегда сущего у Отца. Ибо слово: сотворим не одного означает, но Отца, говорящего с Сыном. Изобличен будь говорящий, что Сын не подобен Отцу. Ибо когда он сказал: по образу нашему, то не различил подобия Сына от Отца и не разделил чего либо в тождестве Отца с Сыном; потому что не сказал: по образу Моему, или: по образу Твоему, но явил единое существо и Божество Отца и Сына и Святого Духа. Ибо говорит: по образу нашему и по подобию, так чтобы разуметь единое Божество Отца и Сына и Святого Духа а человека — сотворенным по образу единого Божества Отца и Сына и Святого Духа. Изобличен будь и ты, Арий, и послушай что Отец говорит Сыну: сотворим, называя Его созиждителем. Я часто слыхал некоторых говорящих, что Сын ничего не сотворил, и что однако чрез Него произошло то, что произошло (Иоан. 1, 3). Если чрез Него произошло, то Он Сам и сотворил, как ясно доказано нами. Ибо первохудожник — Слово (ср. Прем. 7, 21) есть Творец всего и чрез Него Отец делает. Да слышат, что ясно говорит Он: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Иоан. 5, 17). И таким образом, говоря это, Он называет Отца созиждителем Своим. Но с другой стороны да не обольщает тебя разум твой, и не приступай к Сыну, как рабу, а не как истинному Владыке; потому что если б Он был раб, а не истинный Владыка, то каким образом зрак раба принял бы пришедший, во образе Божии сый (Флп. 2, 6–7)? — каким образом Он называл бы Себя Созиждителем Его, если б не имел совершенства? Так приступай же к Сыну, как к Богу совершенному и Сыну истинному, сущему от Отца.29. Но не говори по худомыслию: Отец сказал Сыну: сотворим, Сын же не сказал Отцу: сотворим; и Сын не говорит, что Я делаю и Отец Мой делает, но ставит первым Отца, говорящего и делающего. Потому что это говоришь ты неразумно и хочешь в Божестве представлять много начал, тогда как одно есть начало и одно и тоже Божество; и нигде Сын не говорит по Божеству: Бог Мой. Говорю это не в том смысле, чтобы Сын отрицал честь у Отца, а в том смысле, что это согласно с природою Божества. И еще: и услышал Адам, сказано, Бога ходяща в раи по полудни (Быт. 3, 8). И нигде не говорит Сын: Бог Мой и Бог ваш, но говорит здесь о Боге самосовершенном. И еще: и рече Бог Ною (Быт. 6, 13), и нигде не приводится такого изречения. И явися, сказано, Бог Аврааму, седящему ему у дуба Мамврийска: и се трие мужи: и притече в сретение, и поклонися до земли и рече: аще обретох благодать пред Тобою (Быт. 18. 1–3). Сим показывается, что один есть Бог, а сопутствовавшие Ему другие два были ангелы Его. Ибо о Нем и сказано: возшел Бог от Авраама (ст. 16). Сам же Он, пришедший к нему, говорит: еда утаю Аз от Авраама раба Моего (ст. 17)? Вопль Содомский и Гоморрский, говорит Он, умножися ко Мне (ст. 20), и прочее. (И нигде в эти времена не встречается выражение: Бог Мой и Бог ваш). И приидоста два мужа в Содом (Быт. 19, 1), так как бы Возшедший на высоту от Авраама оставил двух вошедших в Содом для разрушения. О Возшедшем же Писание говорит: и Господь одожди на Содом и Гоморр от Господа огнь и жупел (ст. 24). И здесь не было нужды в выражении: Бог Мой и Бог ваш. И Моисей говорит в песни: и да поклонятся Ему вси ангели Божии (Втор. 32, 43). Если же говорит: ангели Божии, огнь от Господа, а не говорит одно лишь: ангели, то говорит сие, дабы показать единое царство Отца и Сына, и потому ангелы не делятся на начала, но суть ангегелы Божии, а покланяются Сыну и Богу; ангел же ангелу не покланяется. И нигде здесь не говорится: Бог Мой и Бог ваш.30. Давид также говорит: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Псал. 109, 1). Господь, говорит, Господеви Моему, ибо еще не было домостроительства воплощения, ради которого нужно было бы сказать: Бог Мой и Бог ваш. И: се дева во чреве приимет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис. 7, 14 и Матф. 1, 23). И тут еще не могло быть сказано: Бог Мой и Бог ваш. — И ты Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? из тебе бо Мне изыдет, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века (Мих. 5, 2). Или по другим спискам: и ты Вифлееме, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет вождь, и упасет люди Моя Израиля (Матф. 2, 6). Видишь ли, что еще не было нужды говорить: Бог Мой и Бог ваш? Когда же исполнилось пророчество Иеремии, также как и Исаии, о том, что Слово родится от Девы и будет иметь плоть, как говорит Иеремия: и человек есть, и кто познает его (Иер. 17, 9)? тогда, соделавшись причастным плоти, образовав Себе без семени мужеского от Богородицы Марии эту самую святую плоть, согласно сказанному: раждаемый от жены (Гал. 4, 4), и сделавшись причастным нашего естества ради нашего спасения — тогда–то говорит: Бог Мой. А по причине вечности Своего родства с Ним по естеству говорит: Отец Мой, и по благодати Его к ученикам Своим: Отец ваш, а по естественному отношению между самими учениками в рассуждении Божества Его и между вечным Отцем Его: Бог ваш. Ибо Он был Бог учеников, но Отец Господа по естеству, Отец же учеников по благодати. Тот же Отец есть Бог Сына по плоти, а Отец по причине вечности и непостижимости Его рождения и родства с Ним; потому что Он есть воистину Его Отец, родивший Его безлетно и безначально по Божеству. Но Богом Он счел нужным назвать Его по причине домостроительства, ради нас совершившегося, будучи всегда рожденным от Отца безначально Словом, во плоти же от Марии в последние дни рожденным по плоти, от Марии Святые Девы чрез Духа Святого.