Сочинения

(161) Вопрос. Очень хорошо преподано научение о человеке. А где, как ты думаешь, был рай? На небе или на земле? Одни ведь говорят, что он был на небесах, в умопостигаемом смысле. А другие — что он был на земле, видимый.

 Ответ. Я думаю, что рай был видимым и находился на земле. Об этом явным образом возглашает Священное Писание.

(162) Вопрос. Но что тогда имеет в виду Павел, когда говорит: «Я знаю человека, который (в теле или вне тела, не знаю, — Бог знает) уже четырнадцать лет назад был восхищен в рай и слышал неизреченные глаголы, которые невозможно высказать человеку»? Этим указуется, что рай на небесах. Ибо не сказано: «был восхищен до третьего неба, и оттуда спустился в рай», но именно «восхищен в рай».

 Ответ. Не в одном коротком слове говорится о небе и рае, когда сказано «видел восхищенного до третьего неба», и опять сказано «в раю». Необходимо, чтобы вы свой голос восприняли сами к себе, а потом перешли к исследованию слов. Как вы сказали, не говорится, что он спустился, а что он был восхищен в рай, то есть отделен. Мне думается, как то и есть в учении божественных отцов, что не сказано «взошел», но «восхищен», а это не значит, что он взошел. Конечно, если он взошел на небо, то он явно восхищен. Но и сходящий «восхищен» в рай. Так и сказано: «видел я человека, восхищенного в рай».

(163) Вопрос. Но то, что видимое небо выше нас, показывает, что этот человек взошел; что он был выше него: там, где мы и разумеем рай.

 Ответ. Но почему тогда Павел не сказал купно: «я видел такового человека, восхищенного в небо и в рай»? — но прибавлением слова он разделил два места, когда сказал: «я видел такового человека, восхищенного до третьего неба» и опять «восхищенного в рай». Так говорится, если и просто перемещаются на какое–то другое место. По образцу ровного поля от вершины горы. Если кто замыслил взойти на гору, он идет этим полем (по отлогому склону) и легко на нее поднимается. А если кто захочет сначала взобраться на гору (по крутому склону), а потом с вершины на это поле, то ему нужно прилагать все усилия, чтобы сойти с высоты на равнину. Подобным образом я думаю и о святом Апостоле, который первым взошел на небеса, а оттуда полетел в рай. До Павла достоверно свидетельствует о божественном Соломон Премудрый, что явно и на земле видим рай. Он говорит: «Спустился брат мой в свой виноградник». Соломон одновременно проповедует пришествие во плоти Господа и спуск Павла с неба после восхищения его с земли. Христос — брат Соломона и Павла по плотскому началу — сошел в свой виноградник. Он, как их брат, и был вскормлен грудью, и потерпел обрезание железом, и преклонил Свою шею под ярем закона, и принес в жертву голубя и горлицу, и давал всякую положенную по закону дань.

(164) Вопрос. Что же тогда, ты думаешь, Спаситель Христос отдал Свою душу в распятии не на небесах, а на земле, когда сказал: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой», — и к разбойнику: «Сегодня будешь со Мной в раю»? Если Бог и Отец Христа на небесах, то там, во всяком случае, и рай, куда Христос обещал ввести с Ним распятого разбойника?

 Ответ. Мне думается, что это хульно и принадлежит всяческому безумию полагать, что Божество только на небесах и в раю, а не везде. Но везде существует Тот, Кто держит все, Кто держит небесное, земное и преисподнее. Мы и говорим, что воплощенная душа Бога Слова, дошедшая до ада, — в руке Отчей. Христос при этом был в раю Своим Божественным началом, и привел с Собою душу разбойника. Так мы исповедуем, что Он живет в длани Родителя. Бог на небе, на земле, в морях и всех безднах, как сказал Давид. Он же сказал, что в руке Его концы земли. И еще: «Если взойду на небо, и Ты там», если сойду, то придешь в ад. Если небо всего выше, то ад всего глубже. В них Божество одновременно. Божество все держит. Явно возглашают богоглаголивые отцы, что Христос Своим Божественным началом пребывает везде, будучи с Отцом, и в руку Его кладет душу. И души праведников находятся в руке Господней, как сказал Пророк, то насколько более там находится душа Бога Слова. Тот же Пророк учит нас, что рай на земле и видим. Ибо не сказал Господь распятому с Ним на кресте разбойнику: «Ты сегодня со Мной в раю», но на это место вводит разбойника Тот, Кто изгнал Адама и помиловал душу разбойника.(165) Вопрос. Но что хочет сказать Исайя, когда говорит от лица Бога: «На руке Моей краской написал стены твои», — что, как мы понимаем, сказано о рае. Апостол, говоря о том же рае, пишет:, «Горний Иерусалим свободен», — который мать нам, а под ним мы не разумеем ничего иного, кроме как рай. Ответ. Мне думается, что это скорее идет на пользу нашего ответа, чем опровергает его. Приводятся слова, что рай — это «место садовое», «хранилище плодов за оградами и стеною». То ли же самое имя у рая и Иерусалима? Или у неба и Эдема? В этом раю, как рассказывает Моисей, который был от Бога, «насадил Бог рай в Эдеме на востоке», а не на небе на востоке. И «источник исходит из Эдема, чтобы напоевать рай», а не сходит с неба. Источник разделяется на четыре части. Где на небе ты найдешь смоквы, финики, розы и прочее, то, чем рай осенен и цветет? Есть ли на небе источники и реки; и растение преступления заповеди? Послушай и теперь написанное Моисеем, что из одного источника исходят четыре реки, которые имеют названия. Их имена видятся простыми. Одна из рек называется Фисон — она обтекает Миры и Инды, и они называют эту реку Гансис, а эллины — Истр и Инд. Сремены и славяне, живущие на реке, называют ее Данувий, а Готы — Дунай. Всю эту землю она обходит, затем — Эфиопию и страны Елуминские (проходя первой Эфиопию), оттуда течет в сторону юга и на запад. Гадир впадает прямо в славный Океан.(166) Вопрос. Хватит, человеколюбивый отче. Но опиши нам словом течение второй реки, чтобы окончательно нас порадовать. Ответ. Вторая река — Геон, египтяне называют ее Нил. Она везде льется медленно, и каждый год напояет Египет. По ней ходят корабли под парусами. Река эта велит пахать землю плугом, и она сохраняет и водные стада, и земные. Можно есть и траву, и мясо. Река проходит великую Эфиопию и течет по малой, в Анумите, Влемуе и Аксумите, в стране Фиваидской и Египетской, и там впадает в море. Иеремия, многострадальный среди пророков, который утихомиривал обращения к Египту взбесившегося умом Израиля, явно возглашает: «Что тебе до земли Египетской — чтобы пить Геонскую мутную воду?!», то есть Нильскую мутную воду.(167) Вопрос. Мы молим, чтобы мы не расслабились, поскольку час уже поздний. Но вкратце скажи и о третьей реке: откуда она начинается и где кончается? Ответ. После второй, из того же водного источника исходящая река — это Тигра, как ее называет Священное Писание. Она выходит прямо пред Ассириею, огибает страны востока, погружается под землю на долгое расстояние, и опять вытекаете сквозь Армению, и разделяется в Ассирийской стране.