Сочинения

Жена Христофорова, феодора, живя въ городе, подверглась тяжкой глазной болезни; болезнь не уступала усиліямъ знаменитыхъ врачей. Въ это время св. патріархъ Евлогій, какъ сказано выше, переводитъ мужа ея къ храму мучениковъ Кира и Іоанна. Жена стала уговаривать его отказаться отъ этого места и не хотела следовать за нимъ, измышляя разные предлоги, особенно же указывая на болезнь свою. Хитры женщины, чтобы склонить мужей, къ чему оне хотятъ! Но святые, соизволивши на переводъ къ нимъ Христофора, во сне явились жене и устроили, чтобы она следовала за мужемъ къ честному храму ихъ.

Явившись ей, они сказали: «почему ты препятствуешь твоему супругу служить намъ, какъ решено?» Она же спросила: «кто вы такіе, Христовы мученики?» Киръ сказалъ: «я Киръ, а это Іоаннъ, мой сподвижникъ». Жена отвечала: «по причине только болезни глазъ; тамъ я не буду иметь помощи отъ врачей». Услышавъ это, мученики показали ей священный храмъ и въ немъ множество лежащихъ больныхъ и разсказали, какую кто имелъ болезнь, и сказали: «разве со всеми ими не можемъ вылечить и твоихъ глазъ?» И это доказали самымъ деломъ. Какъ только она вышла и увидела честный храмъ ихъ, болезнь тотчасъ оставила ее и она уже не чувствовала никакой боли въ глазахъ.

Спустя довольно времени после того феодора мылась въ бане святыхъ. Идя изъ пару къ холодной воде, она упала на спину и повредила руку и локоть, такъ что изъ раны вытекло много крови. Не прошло и трехъ дней, какъ явились мученики и исцелили ее, такъ что и следовъ раны не осталось. Явившись ей во сне, они велели обмывать руку мареотскимъ виномъ и наложить на рану мясо рыбы лавраксъ (прожорливая морская рыба) и сходить въ баню. Исполнивъ ихъ приказаніе, феодора вдругъ выздоровела.

Чудо 10.

У Христофора была дочь Мару, которая умерла недавно; она достигла возраста брачнаго, но скончалась девицею. Въ младенчестве, когда стали прорезываться у нея зубы, она вынесла большія боли; когда зубы прорезались, то боли поутихли, но изъ ушей текла гнойная матерія съ червями. Мать решилась отправиться съ нею въ Александрію, чтобы посоветоваться съ лекарями.

Въ ночь предъ задуманнымъ путешествіемъ, она видитъ въ пустыне домъ лекаря и въ немъ сидящаго монаха. Это ей явился св. Киръ; онъ былъ монахъ и являлся въ монашескомъ виде; предъ нимъ стояла стопка или шкапчикъ, какіе обыкновенно бываютъ у лекарей. Сидя на кресле, святой сказалъ ей: «зачемъ ты пришла, женщина?» Она отвечала: «ищу лекаря и думала, что это домъ его, но не вижу ни въ немъ, ни въ шкапе никакихъ лекарствъ». Онъ сказалъ: «поищи хорошенько и, что найдешь, положи въ уши больной, и дочь твоя вылечится». Она же, осматривая домъ, увидела небольшое окно и на немъ стаканъ меду. Вставши отъ сна съ постели, она влила въ уши ребенка немного меду и вытащила оттуда мешокъ червей, въ четыре пальца длины и соответственной ширины. После того дочь совершенно освободилась отъ болезни.

Чудо 11.

При церкви св. мучениковъ былъ діаконъ Іоаннъ. Малолетняя дочь его Марія играла на окошке, при которомъ сидела мать ея и сматывала шерстяныя нитки съ веретена; потомъ по забвенію, какъ это часто бываетъ, занятая другими делами, она отошла отъ окна; въ это время ребенокъ полетелъ внизъ. Мать, услышавъ шумъ отъ паденія и вспомнивъ о дочери, подняла плачъ и крикъ, такъ что сбежались соседи и бывшіе въ храме, ибо домъ такъ прилегалъ къ храму, что входъ въ него и выходъ былъ чрезъ храмъ. Все думали, что дочь ея погибла, но пришедши нашли ее невредимою: она играла и наносила детскіе удары бывшимъ тутъ поросятамъ. Схвативши ее, повергли предъ гробницею святыхъ, какъ спасителей ребенка.Накануне этого дня ночью діаконъ Іоаннъ, не отецъ девицы, но другой, имелъ замечательное виденіе. Этотъ Іоаннъ, будучи еще міряниномъ и живя въ Царьграде, подвергся болезни ногъ, — у него сохли колена. Императорскій врачъ и другіе столичные лекаря не могли помочь ему. Онъ отправился къ безсребренникамъ и получилъ исцеленіе. Въ благодарность за сіе онъ самого себя посвятилъ на служеніе имъ. Принявъ сперва монашеское постриженіе, онъ за добрую жизнь рукоположенъ въ діакона патріархомъ Іоанномъ, который ныне пасетъ Александрійскую Церковь [28]. — Итакъ, накануне имевшаго совершиться чуда этотъ діаконъ Іоаннъ видитъ во сне мучениковъ Кира и Іоанна и съ ними большое собраніе святыхъ, одетыхъ въ белыя одежды; они говорили ему: «иди съ нами и насладись будущаго торжества». Іоаннъ спросилъ: «куда идти и на какое пиршество?» Они сказали: «діаконъ Іоаннъ позвалъ насъ сегодня на обедъ и все мы будемъ у него есть». Сказавъ это, весь светлый соборъ святыхъ пошелъ и повелелъ мне следовать за собою. Я пошелъ за ними, съ ними обедалъ и съ ними опять возвратился». Удивляясь богатству обеда и своему виденію, онъ разсказалъ все діакону Іоанну, не понимая значенія своего разсказа, называлъ его счастливымъ и блаженнымъ, что онъ удостоился принять и угостить столькихъ и такихъ великихъ святыхъ. И это виденіе было совершенно непонятно, доколе совершившееся чудо не объяснило его.Чудо 12.Юліанъ, более теперь, чемъ прежде удивительный, изобилующій богатствомъ именій, не лишенный и стяжаній добродетели, знатнаго рода и всеми чтимый, двойную имевшій болезнь и двойное получившій исцеленіе, выступаетъ для повествованія; онъ еще находится въ живыхъ и всемъ разсказываетъ бывшее съ нимъ.Юліанъ, владея богатствомъ еще въ юности, сделался рабомъ страстей, которыя пленили душу его. Прежде законнаго брака онъ имелъ незаконную связь съ женщиною, которую оставилъ по вступленіи въ бракъ съ другою. Отвергнутая имъ, изъ ревности, поднесла ему ядъ, чтобы лишить его жизни. Но ядъ не лишилъ его жизни, однако такъ повредилъ все члены тела, что онъ не могъ владеть ими. Это причинило родителямъ его тяжкую скорбь; а молодая жена его проливала горькія слезы. Врачи не могли оказать ему помощи. Родители прибегли съ молитвою къ Богу и святымъ мученикамъ. Божественные мученики, сжалившись надъ юношею, смягчили острыя боли его и дали отчасти движеніе рукамъ и ногамъ его, но полнаго здоровья не возвращали и на это была важная причина. Юліанъ былъ последователемъ еретика Юліана, епископа Галикарнасскаго [29]. Святые часто являлись ночью больному и увещевали присоединиться къ православной Церкви; часто приносили сосудъ съ пречистымъ теломъ и кровію Господа и, сами показывая примеръ причащенія, убеждали Юліана приступить къ св. тайнамъ. Но Юліанъ не склонялся на убежденія ихъ; тогда они опять связали руки и ноги его и усилили его страданія еще более прежняго. Онъ кричалъ, призывалъ, умолялъ мучениковъ о помощи. Когда же болезни сделали его более способнымъ къ убежденію, являются ему улыбаясь мученики и спрашиваютъ о причине его крика. Онъ объяснилъ имъ болезнь и просилъ о помощи; тогда мученики снова напомнили ему о православной вере и сказали, что онъ не освободится отъ страданій, если не отступитъ отъ ереси и не присоединится къ апостольской Церкви. Юліанъ просилъ уверить его сильнее. Тогда они простерли руки къ небу и съ великими заклинаніями подтвердили, что ни гаіанитовъ, ни феодосіанъ Христосъ не имеетъ или не считаетъ въ числе верныхъ и благочестивыхъ. Юліанъ уверовалъ и получилъ со здравіемъ души и здравіе телесное.Мученики сделали ему наставленіе, какъ причаститься св. таинъ въ первый разъ; ибо онъ еще стыдился. Явившись ему во сне ночью, они сказали: «вотъ приближается Рождество Спасителя. Александрійцы, сыны и питомцы вселенской Церкви, совершаютъ это священное и честное торжество въ церкви Пресвятыя Девы Маріи Богоматери, называемой «феона». И ты взойди въ нее и, вместе съ верными, благочестно совершая праздникъ Рождества, присоединись къ псалмопенію, выслушай апостольскія чтенія, внемли и трубе священныхъ Евангелій и, по окончаніи Евангелія, выйди вонъ, по прежнему обычаю твоему, чемъ отклонишь подозреніе отъ себя (со стороны еретиковъ), оставайся на площади и ходя здесь, наблюдай за окончаніемъ службы. И когда увидишь, что все выйдутъ изъ церкви, тогда ты войди въ церковь и причастись св. таинъ». Юліанъ такъ и поступилъ. Но когда онъ причащался св. таинъ, наклонившись какъ следуетъ, вдругъ входятъ въ храмъ до ста клириковъ гаіанитской ереси, дабы помолиться по обычаю по выходе православныхъ. Видя Юліана причащающимся, они поражены были переменою, происшедшею съ нимъ, и кивали другъ другу. Онъ же, причастившись, увиделъ ихъ и закраснелся отъ стыда предъ ними, и когда стали его разспрашивать, то онъ разсказалъ имъ все, что сделали съ нимъ мученики. Такъ совершилось присоединеніе его къ Церкви, и онъ понялъ силу наставленія мучениковъ. За переменою души последовало и совершенное исцеленіе тела.Чудо 19.