Творения

2.269. Придворному Секунду.

Если мы ненавидим друг друга, ссоримся, враждуем между собою, злоумышляем один против другого, не любим тишины и великодушия, сатана радуется, веселится, цветет и величается, успокаиваясь нашими негодными делами. Так и, если мы в мире и единодушии, и обуздываем свое неистовство, обыкновенно укрощается и смиряется лукавый, как враг мира и любви и непримиримо неприязненный противник единомыслия у людей.

2.283. Попечителю Фалкону.

Если и в Ангела светла преобразуется диавол для обольщения и погибели обольщаемых, то чему дивишься, услышав, что он часто принимает на себя вид зверей, скотов и птиц?

3.42. Диакону Феодосию.

Не тревожься тем, что с тобою, подвергшимся такому сильному недугу и ослабевшим в телесных силах, борется этот бесстыдный зверь сластолюбия. Ибо от многих благоговейнейших и опытом изведавших это мужей узнали мы, что демонам, предводительствующим удовольствиями, охотно помогают, содействуют и оказывают всякие услуги другие демоны, которым поручены диаволом печали и болезни. Равно как с демонами, ввергающими нас в печали и болезни, заодно действует демон удовольствий, чтобы преодолеть человека и соделать для него чуждыми благодарность к Богу, терпение и великодушие. Ибо демоны, как говорят, помогают друг другу, договариваясь между собою о погублении подвергшихся сему, если только можно довести человека до того, чтобы он, помутившись в рассудке, отчаялся в собственном своем спасении потерпел что–либо неприятное и перестал призывать во спасение Бога. Но ты, сам познав это, никогда не переставай призывать Сотворившего тебя и всегда промышляющего о тебе Бога.

3.72. Чтецу Петру.

Сказывал ты, что после того, как весьма иссушил тело постом, лукавый демон стал сильно возбуждать в тебе похоть, проник во внутренность составов и возжег сладострастное пламя, так что ты немало сим смущен. Но не смущайся, потому что нередко бывает это по зависти диавольской, и займись внимательным чтением. Ибо Иезекииль, обращая речь ко врагу нашей жизни, говорит: «сломил еси вся чресла» (Иезек. 29, 7), то есть осмелился подвизающихся осквернить и низложить плотскими похотениями и неуместными движениями. А Иеремия, говоря о том, что Господь иногда для упражнения нашего предает нас демонам и попускает диаволу проникать в наши тайны и во все сокровенные хранилища вещества, сказал: «смири мя, Господи, в день гнева Своего, посла» в уши мои «огнь и сведе его», то есть в глубины тела, или, как выразился толковник Симмах, наказал меня, «простре сеть ногам моим, обрати мя вспять, даде мя в погубление, и весь день болезнующа» (Плач Иер.1,12—13). Посему подвижнику от ненавидящих девство демонов надлежит терпеть много скорбей, подвергаться испытаниям, помрачениям, предательствам, пройти сквозь огонь и воду, сквозь мглу и бурю и напоследок войти в радость, в прохладу, на воздух свободы и увидеть свет блаженства.3.75. Пресвитеру Евномию.Мечом диаволу служат иногда худая мысль, иногда мирские дела, иногда деятельный грех, иногда телесные члены, которыми действуя, как оружием, убивает душу, очаровав ее наперед помыслом. Но и самые демоны, услуживающие человеку по воле его, называются мечом.3.84. Диакону Григорию.Бывает иногда, что по видимости и бес беса низлагает, как например, бес блуда беса тщеславия, этого преимущественно сильного, утонченного, скрытного, странного в обольщении, легко скачущего и безумно уносящегося вверх.3.171. Диакону Македонию.Демоны не знают, что, намереваясь иных перебороть и довести до падения, скорее сами падают и бедствуют, по причине терпения и благонадежности подвижников, ибо сказано: «обетшаяй» ложныя «горы, и не ведят» (Иов. 9, 5).