ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО – ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

Одним из первых серьезных академических исследований корней пятидесятничества стала книга доктора Рональда Нокса «Энтузиазм: глава из истории религии», увидевшая свет 1950 году7. Нокс анализирует в своей книге историю движений «энтузиазма» в Западной Европе XVII-XVIII веков, находя в них идейных предшественников пятидесятничества начала двадцатого века.

Харви Кокс, автор книги «Огонь с небес»8, предпринимает социологический анализ пятидесятничества как особой формы религии, отвечающей запросам человека двадцатого столетия. Привлекательную сторону пятидесятнического движения Кокс видит в том, что опыт верующих-пятидесятников имеет в своей основе переживания и ощущения, присущие феномену человеческой религиозности как таковой, описанные многочисленными исследователями примитивных языческих религий.

Анализу позднейшего харизматического движения и полемике с его отдельными доктринами посвящена книга руководителя Христианского научно-исследовательского института Хэнка Ханеграфа «Фальшивое возрождение»9, в которой представлено большое количество малоизвестных фактов и материалов из истории «харизматического возрождения».

Другая известная работа Ханеграфа, «Христианство в кризисе»10, посвящена полемике с богословием одного из основателей и столпов «Движения веры» Кеннета Хейгина.

В ряду публикаций, посвященных непосредственно истории и учению «Движения веры», занимает особое место магистерская диссертация Дэйла Симмонса «Хейгин: еретик или глашатай Божий? Богословский и исторический анализ пророческих претензий Кеннета Э. Хейгина», защищенная в 1985 году в университете Орала Робертса11. Симмонс проделал серьезную работу, восстановив биографию Хейгина на основе отрывочных сведений, содержащихся в различных книгах последнего, а также сумел показать, что богословские взгляды Хейгина имеют оккультные корни. В частности, большинство одиозных положений «учения веры», отвергаемых остальным харизматическим миром, были заимствованы Хейгином у известных оккультистов Эссека Кеньона и Джона Макмиллана.

Источниками при написании работы автору послужили публикации популярных неохаризматических учителей, издаваемая неохаризматиками литература и периодика на русском, английском, датском и шведском языках, в том числе размещенная в сети Интернет, а также многочисленная аудио- и видеопродукция. Сведения, полученные таким образом, неоднократно обсуждались со сторонниками неохаризматического движения, как в России, так и на Западе с целью свести к минимуму возможные неточности и избежать неверной интерпретации тех или иных фактов.

Кроме того, данное исследование основывается:

-на научной, полемической и публицистической литературе по изучаемому вопросу, в основном на английском языке; -на материалах собственных наблюдений за религиозными практиками и миссионерскими акциями изучаемых движений, интервью и беседах с их рядовыми членами и руководителями; Большое значение для написания работы имели консультации специалистов: докторов теологии проф. Йоханнеса Огорда и Вигго Мортенсена (Датский королевский университет, г. Орхус), доктора теологии проф. Иона Сауки (Женевский университет), доктора философии проф. Анны-Марии Огорд, доктора философии пастора Йоханнеса Глентоя (Дания) и других. Целью работы является восполнение недостатка информации о неохаризматическом движении, его истории и основных моментах вероучения и практики. Две главных задачи стоят перед автором в этой связи. Во-первых, ответить на вопрос о том, как соотносятся между собой пятидесятничество начала двадцатого века и позднейшие харизматические движения. Находится ли их появление в противоречии с богословскими установками ранних пятидесятников, или последние являются их законными предшественниками? Во-вторых, говоря о харизматическом движении как таковом, мы постараемся осветить проблему происхождения самого влиятельного течения внутри него – основанного американским проповедником Кеннетом Хейгином «Движения веры» (или движения «Слово жизни»). Имеет ли учение Хейгина пятидесятническое происхождение, или оно обязано своим появлением исключительно оккультизму У. Э. Кеньона, как о том уже неоднократно сообщалось, - решение этого вопроса кажется нам немаловажным для понимания процессов, происходящих внутри харизматического движения. В первой главе кратко излагается история возникновения пятидесятнического движения и описываются ключевые богословские положения раннего пятидесятничества, сохраняющие свою актуальность и для современных «харизматиков». Отдельно рассматривается феномен глоссолалии («говорения на иных языках»), важная часть пятидесятнического вероучения. Дальнейшему развитию пятидесятнических идей во второй половине ХХ века, а точнее, харизматическому движению как таковому, посвящена вторая глава работы. Большое внимание в ней уделено «Движению веры» Кеннета Хейгина, а также харизматической практике, известной под названием «торонтское благословение».