Сочинения

11) Принимай лучше поносящего тебя, чем хвалящего, который, по Писанию, ни чем не разнится от клянущего (Прит.27,14).

12) Когда ревностно проходя подвить пощения; по немощи послабишь себя в нем; тогда сокрушив сердце, обратись с благодарешем к Промыслителю и Судии всех. Если так будешь всегда смиренным являть себя пред Господом, то никогда ни пред одним человеком не вознесешься.

13) Враг зная, что молитва есть самое победоносное для нас оружие, и для него сокрушительное, и стараясь всячески отторгнуть нас от нее, влагает в нас иногда желание заняться еллинскими писаниями, от которых мы отстали. Но не будем слушаться его внушений; чтоб не уклониться от законов и порядков нашего делания духовного, и не собрать, вместо смокв и гроздей виноградных терний и волчцев. Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть (1 Кор.3,19).

14) Радость велию, говорит Ангел, благовествую вам, яже будет всем людям (Лк.2,10), а не части некоей. И еще: вся земля да поклонится тебе и поет тебе (Пс.65,4), а не часть земли. Петь же свойственно не слезно молящимся получить что, а радующимся о получении желаемого. Если это так, то не будем отчаиваться, но, радуясь, будем проводить настоящую жизнь, из сказанного заимствуя побуждение к такой радости и благодушию. Однако ж страхом Божиим растворим сие радование, как говорится в другом месте: радуйтеся Господу с трепетом (Пс.2,11). Так жены, бывшие с Мариею со страхом и радостью великою бежали от гроба (Мф.28,8). Может быть и мы когда–нибудь со страхом и радостью от мысленного устремимся гроба. И дивно будет, если без страха; потому что никто не безгрешен, хоть будь Моисей, хотя Петр Апостол. Однако ж в таковых божественная любовь, победив, вон изгоняет страх в час исхода.

15) О том, что страстный, уверовав от всего сердца и со всем смирением, получает дар бесстрастия, имеешь свидетельство в Писании. Днесь, говорит Господь благоразумному разбойнику, со Мною будешь в раи (Лк.23,43); жене кровоточивой: вера твоя спасе тя; иди в мире блаженнейшего бесстрастия (Мк.5,34). Есть и других подобных мест не мало, как: по вере вашей буди вам (Мф.9,29).

16) Когда, строго относясь к страстям, сильнее от бесов бываем стужаемы срамными помышлениями; тогда наипаче да утверждаемся в вере Господу, и крепчайшее да восставляем в себе упование обетованных вечных благ, которых лишить, и от которых отчуждить нас стараются враги наши по зависти. Ибо если б блага сии не были крайне велики, то бесы не горели бы такою к нам завистью и не устреляли бы нас так часто скверными помыслами, чая хоть этим удовлетворить злобе своей, и думая вогнать нас в отчаяние многократным этим и несносным стужанием.

17) Некоторые определяют, что истиннейшее знание есть действование (по истине узнанной). И так старайтесь паче делами показывать и веру и знание; ибо кичащийся одним знанием услышит: Бога исповедают ведети, а делы отмещутся Его (Тит.1,16).

18) Большею частью во время празднеств и святых собраний, особенно же когда кто намеревается приступить к таинственной трапезе, бесы стараются осквернить подвижника срамными мечтаниями и истечением семени. Но и этим не успевают они сокрушить или расслабить навыкшего все переносить терпеливо и мужественно. И пусть не хвастают на наш счет эти в дугу сгибавшиеся (подобно змиям), будто прямые.19) За постоянство и ревность враги отмщают, заушая душу различными и несказанными искушениями. Но мужайся! Этими скорбями великими и неисчетными сплетается тебе венец. К тому же в немощах совершается сила Христова (2 Кор.12,9), и в печальнейших состояниях обыкла процветать благодать Духа, как уверяет слово пророческое: возсия бо, говорит, во тме свет правым (Пс.111,4); конечно, если только дерзновение и упование, которыми хвалимся твердо сохраним до конца (Евр.3,6).20) Ничто так не расстраивает обычно доброго настроения, как смехи, шутки и празднословие, И опять ничто так не обновляет обветшавшую душу и не уготовляет к сближению с Богом, как страх Божий, доброе внимание, непрестанное поучение в словесах Божиих, вооружение себя молитвою и взыскание доброплодного бдения.21) И удобно и вместе душеполезно твердо переносить всякую скорбь, людьми ли она причиняется или бесами, зная, что мы заслуженно подлежим всякой тяготе и никого притом кроме себя самих за то не укоряя. Другого укоряющий в своих прискорбностях уклоняется от правого подобающего суждения.22) Бываете, что человек сдвигается с правого стояния, хотя он и старателен, выступая из своего чина по причине умножившихся искушений, которыми, как говорите Писание, поглащается вся мудрость его и все искусство (Пс.106,27). Попускается сие, да не надеющеся будем на ся (2 Кор.1,9), и да не похвалится израиль, говоря: рука моя спасла меня (Суд.7,2). Но уповай, что опять восстановлен будешь в прежнее прекрасное состояние, когда повелением Божиим отпадет от тебя и отогнан будете лукавый, который заставляет все и видеть и слышать страстно и на грех подвигает; одебелив же ум, как бы облаком густым, и плоти дает чувствовать неизреченную тяготу и бремя; и врожденный помысл, который сам по себе прост и не лукав, подобно новорожденным младенцам, делает многосоставным и очень искусным во всяком грехе, растлив его и извратив склонением то туда, то сюда.23) Великое нечто есть человек, возрастающий внутри и величаемый за добродетели. И однако ж сей великий боится греха, как слон мыши, да не како, иным проповедуя, сам неключим будет (1 Кор.9,27).24) Не только пред скончанием мира диавол возглаголет словеса на Вышняго, как говорит Даниил (7,25); но и ныне бывает, что он чрез наши помыслы; тяжкие воссылает хулы на самое небо, и Самого Вышнего бесславит, и создания Его и Святые Христовы таинства. Мы же, твердо стоящие на камне ведения, не должны бояться сего и дивиться дерзости этого нечестивца, но верою и теплейшею молитвою вооружась и вышнего сподобясь пособия, смело отвечать врагу.