СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ).

Итак, «Егда приидет Сын Человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним, тогда», — говорится, — «сядет на престоле славы Своея». Таким же образом и Даниил и предвидел и предсказал; потому что он говорить: «Се престоли поставишася, и Ветхий денми седе… и видех яко Сын Человеческий идяше на облацех небесных, и даже до Ветхаго денми дойде, и Тому дадеся всякая честь и власть; тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» (Дан. 7:9, 10, 13). Созвучно сему — и Святое Евангелие: «тогда», — говорится, — «соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ». «Овцами» — Он называет праведных, как кротких и добрых и ходивших гладким и Им проложенным путем добродетелей и как уподобившихся Ему: ибо и Сам Он был наименован Агнцем Пророком и Крестителем, говорящим: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29). «Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых, как делающих правые дела, Он поставить по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, — на левую сторону. «Тогда речет Царь», говорит Он, и не прибавил какой Царь или над чем Царь, ибо нет иного Царя, кроме Него: ибо если здесь и есть много царей и владык, но только один есть истинно Господь, один — Царь, Владыка над всей природой. Итак, тогда единый Царь скажет находящимся по правую сторону от Него: «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира».

Воистину, это–то и было целью от начала сложения мира и ради этой–то цели было оное небесное и древнейшее намерение Отца, согласно которому, «Великаго совета Отца Ангел» сотворил живого человека не только по образу, но и по подобию Своему, дабы некогда он возмог вместить в себе величие Божественного Царства, блаженство Божественного Наследия, совершеннейшее Благословение Небесного Отца, чрез которое все видимое и невидимое пришло в бытие. Ибо Он не сказал: от сложения чувственного мира, но просто — «мира», как небесного, так и земного. Но не только это, но и неизреченное истощание и Богочеловеческий образ жизни, спасительные Страсти, все Таинства, которые предусмотрительно и премудро устроены, имели ту цель, чтобы верный в настоящей жизни, благодаря им услышал от Спасителя: «Добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25:21). Итак, войдите, — говорит, — наследуйте наступивший и пребывающий и небесный мир, вы, которые, по Моему совету, благородно пользовались земным, тленным и мимотекущим миром: ибо — «взалкахся, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне».

Спрашивается здесь: почему Он упомянул только милостыню, ради которой дал благословение и наследие Царства? — Но для слушающих с разумением — ясно, что не только одну ее Он упомянул; ибо деятелей ее Он выше наименовал «овцами», и этим наименованием засвидетельствовал им их подобие Ему и всякую добродетель, а также и то, что они постоянно были готовы ради добра идти на смерть, как и Сам Он, как написано, «яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стрегущим его безгласен» (Ис. 53:7). И вот таким–то людям Он в добавление громко свидетельствует благотворение: ибо тому, кто имеет наследовать оное вечное Царство, оно должно быть присуще, как проявление и плод любви и как бы некая, лежащая над всем глава всех добродетелей; что Господь явил и чрез притчу о десяти девах. Ибо не все случившиеся тут были введены на божественный брак, но — именно те, что были украшены девством, которое не будет успешно соблюдено до конца, если при этом не будет наличия аскетизма, воздержания и многих и тяжких подвигов о добродетели. Кроме того, конечно, девы, держащие в руках светильники, т. е. свой ум и вверенное ему познание, деятельность души, — что образно представляется как «руки», — поднимающие и поддерживающие и в течение всей жизни посвящающие Богу и делающие их подобными светильникам. Долженствует также быть и достаточно елея, дабы они пребыли горящими. Елей же — это любовь, которая есть верх добродетелей. Как если бы ты положил основание и поставил стены, а не наложил бы крышу, этим всю работу сделал бы бесполезной, так и если ты стяжал бы все добродетели, но при этом не стяжал любви, то этим все оные добродетели ты сделал бы бесполезными и напрасными; но — и кровля дома не может быть наложена без наличия поддерживающих ее снизу стен.

Итак, Господь дарует наследие Царства тем, которые иные добродетели запечатлели любовью; либо своей безупречной жизнью к ней притекли, либо чрез покаяние нашли в ней убежище; первых из них я именую «сынами», как хранителей таинственного возрождения от Бога; вторых же — называю «наемниками», как, благодаря многовидным слезам покаяния и смирения, вновь получивших благодать, как бы некую плату (за их труд). Посему, изложив ранее в божественных Евангелиях то, что относится к суду, он затем привел относящееся к любви, как усовершенствующей или возбуждающей к перечисленным выше добродетелям (благотворения). Но праведные в ответ скажут: «Господи, когда Тя видехом алчуща, и напитахом? или жаждуща, и напоихом? Когда же Тя видехом странна, и введохом? или нага, и одеяхом? Когда же Тя видехом боляща, или в темнице, и приидохом к Тебе?» Видите ли тех праведных, стоящих одесную Его? — Значить, вследствие праведности и вместе с праведностью им присуще — милосердие. Видите ли и иную добродетель, свидетельствуемую у праведных в дополнение к полноте любви, как бы благовременно воздвигнутую кольцевую стену (защищающую все добродетели), именно — смирение? Ибо они утверждают, что они недостойны провозглашения и похвал, как не совершившие никакого добра, те, о которых свидетельствуется, что они ничего не оставили несоделанным. Посему, думается мне, Господь и провозглашает их открыто, дабы были явлены люди такого рода и чрез смирение возвысились и справедливо обрели благодать от Него, которую Он обильно дарует смиренным: ибо Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Так и теперь Он говорит им: «Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе»: «меньшим» — называя по причине убогости и незначительности положения, «братом» же — потому, что и Сам Он таким образом (в бедности) жил в плоти на земле.

Услышьте и возвеселитесь, вы, бедные и убогие! — ибо по причине сего, вы — братья Богу; и хотя бы не зависимо от вашей воли вы были бедны и убоги, но тем, что будете терпеть и благодарить (Бога), вы сделаете себе это благо добровольным. Услышьте, вы, богатые! — и возлюбите блаженнейшую бедность, дабы вам стать наследниками и братьями Христу, и то — более родными, чем по неволе бедствующие: ибо и Он добровольно ради нас бедствовал. Услышьте и стенайте, вы, злостно пренебрегающие страждущими братьями вашими, лучше же сказать — Божиими братьями, и из вашего изобилия не уделяющие нуждающимся ни пищи, ни убежища, ни одежды, ни необходимой заботы, и не пользующие вашего избытка на восполнение их недостатка. Лучше же сказать — не: «услышьте и стенайте», но — «услышим и возстенаем»: ибо и самого меня, говорящего вам это, упрекает совесть, как не совершенно чистого от привязанности (к земному): ибо в то время как — много холодных и голодных, я — полон всем и одет; но большего плача достойны — те, которые сокровища, превышающие ежедневные потребности и имеют, и удерживают, или еще и стараются их увеличить; и те, которым заповедано любить ближнего, как самого себя, даже и за прах земной его не признают! Не означает ли это, что серебро и золото мы возлюбили больше, чем братьев? Но обратимся и покаемся, и помогая нуждам бедствующей в нашей среде братии, сделаем их участниками того имущества, которым обладаем; и если мы не изберем боголюбиво. израсходовать все наше имущество, однако же да не задержим немилосердно все за собою; но одно, действительно, сделаем, а за то, что отстали в другом, смирим себя пред Богом, и получим от Него прощение, ибо Его человеколюбие восполняет наш недостаток; но только поступим так, дабы не случилось, — да не будет сего! — услышать те страшные слова, как написано: «Тогда речет сущим ошуюю Его: идите от Мене проклятии». О, как это много заключает: удалитесь от жизни, будьте исключены от наслаждения, лишены света!

Но и это не все, но и — «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Ибо, как находящиеся по правую сторону, будут иметь жизнь и будут иметь «с избытком»: жизнь — в том, что они — с Богом, и «с избытком» — в том, что они пребывают сынами и наследниками Его Царства; так и, напротив, стоящие по левую сторону, тем что удалились от Бога, потеряв истинную жизнь, потерпят и вящшее зло, которое выражается в том, что они будут счислены вместе с бесами и преданы мучащему огню. Какой же должен быть ужасный оный огонь, который и души, находящихся в телах тех и бестелесных духов, мучит и в то же время сохраняет бессмертными, и от которого наш земной огонь растает, согласно написанному: «Разгоревшияся стихии растают» (2 Пет. 3:12)?! Какое нестерпимое прибавление к страданию: никогда не ждать освобождения, ибо тот огонь неугасим! Что же означает и оное насильственное влечение? — ибо оный огонь, как видится, подобен реке, все далее и далее уносящей от Бога; посему Христос не сказал: «уйдите», но «идите» (т. е. непрестанно удаляйтесь) от Мене проклятии, потому что и по причине бедных вы весьма проклятые, и хотя они сносили бы, но вы — достойны проклятия. Идите, — говорит им, — в огонь, уготованный не вам, но диаволу и ангелам его; ибо не в этом была Моя первоначальная воля, не для этого Я сотворил вас, не для вас создал этот огонь; сей неугасимый огонь зажжен для неизменных в состоянии зла бесов, к которым и вас причислила, подобная им, нераскаянная ваша воля. Итак, вам самим было угодно сожительство вместе с дурными ангелами: «Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене: наг и не одеясте Мене: болен, и в темнице, и не посетисте Мене». Ибо, братие, как любовь и дела любви являются исполнением (всех) добродетелей, так ненависть и дела ненависти, немилосердный образ действия, воля ни с кем ни чем не делиться, — являются полнотой греховности; и как человеколюбию соответствуют и присущи добродетели, так ненависти — грехи, и посему даже ею одной люди осуждаются.

Я желал сказать, что нет большего примера человеконенавистничества, чем когда излишние деньги ставятся выше брата, но вижу, что есть большее зло и больший обретается пример человеконенавистничества: ибо бывают и такие люди, которые не только не уделяют милостыню из того, чем изобилуют, но и чужое похищают. Итак, пусть они заключат на основании проклятия, которому подпадут немилостивии, что же тогда они себе готовят и в какую беду впадут, и какого недомыслимого и страшного достойны осуждения, и пусть они отступят от греха и чрез дела покаяния умилостивят Бога.

Находящиеся по левую сторону скажут Господу следующее: «Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом Тебе?» Замечаете ли (в этих словах) и самое крайнее зло — гордыню, которая связана с безжалостностью, как и наоборот, сострадание связано с смиреньем? Так, праведные, будучи хвалимы по причине доброделания, не оправдывают себя, но еще больше смиряются; а эти, будучи осуждаемы Неложным их же бездушием, не склоняются, смиряясь, но противоречат и оправдывают самих себя, почему и услышат: «Аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе»; и таким образом, говорит (Евангелие), пойдут «сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный».Итак, сотворим себе милость, братие, тем — что окажем милость братиям; чрез сострадание — приобретем сострадание; сделаем добро — дабы нам было благо: соответственное будет воздаяние; но только наши доброделание и человеколюбие, и любовь, и милосердие, и сострадание — ни по достоинству, ни по мере не равняются награде: ибо ты даешь из того, чем обладает человек, и насколько человек в силах делать добро, — воспринимаешь же сторицей из божественных и неиссякаемых сокровищ и вечную жизнь, и будешь облагодетельствован из того и насколько облагодетельствовать может Бог, а это — «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1 Кор. 2:9). Итак, проявим тщание, дабы нам получить богатство милости; немногими деньгами купим вечное наследие; убоимся подобающим образом проклятия немилостивым, дабы вследствие сего не стать нам осужденными; да не убоимся, что, давая милостыню, мы обеднеем: ибо и мы услышим от Христа: «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство». Убоимся и все соделаем, дабы не явиться нам, вследствие бездушия, чуждыми любви к Богу: «ибо не любяй брата своего, егоже виде», говорит Евангелист, «Бога, Егоже не виде, како может любити?» (1 Ин. 4:20); а не любящий Бога, как возмог бы быть с Ним? а тот, кто не с Ним, тот отойдет от Него; а отходящий от Него, конечно, впадет в геенну.Аминь.Омилия V [7]На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему злеДо пришествия Христова мы все имели оное, бывшее от Праотцев, проклятие и общее и то же осуждение, вложенное во всех от одного Праотца, как от родового корня передаваемое и со–наследованное вместе с естеством; каждый же за то, что он сам в индивидуальном порядке совершил (за жизнь), получал в своем лице от Бога похвалу или же подпадал порицанию, но никто ничего не мог сделать против оного общего проклятия и осуждения и от начала к нему и чрез него к дальнейшему потомству переходящего злого наследия. Но пришел Христос, Освободитель естества, обращающий общее проклятие в общее благословение, и от Непорочный Девы восприяв повинное наше естество, и в Самом Себе в новом лице представив его, не имеющем участия в древнем семени, явил его неповинным и оправданным, так чтобы от Него затем по Духу рожденные, пребывали свободными от оного прародительского проклятия и осуждения. Таким образом, разве есть нечто не допускающее каждому человеку быть участником благодати Его? Есть ли кто не получающий от Него отпущения грехов своих? Нет, этого не может быть. Потому что Он не отдельную часть восприял от нас, но, восприяв (полное) наше естество, новосотворил (обновил) его, соединившись с Ним по Своей Ипостаси; и таким образом, Он, воистину, желающий всем спастись, преклонив небеса, ради всех сошел (на землю); и чрез дела и слова и Страсти явив весь путь спасения, восшел на небеса, привлекая туда уверовавших в Него. Итак, не только самому естеству, которое по неразрывному соединению Он имел от нас, но и каждому верующему в Него Он даровал совершенное искупление, которое воистину Он сотворил и творит не переставая, чрез Самого Себя примиряя с Отцом, и в силу (Своего) послушания, возвращая нас каждого и исцеляя все наше (бывшее в раю) преслушание.Ради этого заповедал Он и божественное крещение и положил спасительные законы, и возвестил всем покаяние, и передал Свое Тело и Кровь; ибо не просто вообще естество, но именно личность каждого верующего принимает крещение и проводит жизнь по божественным заповедям, и бывает участником Боготворческого Хлеба и Чаши. С помощью сего вышереченного Христос нас, как отдельных личностей (υποστατικως) оправдывает и возвращает в послушание Небесному Отцу; а самое естество