Творения. Т.1. Слова и проповеди

В самом деле, если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему благоугодно, то кольми паче представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле, благоугодном Богу.

Помянух Бога, и возвеселихся (Пс.76,4), - сказал пророк, и это есть начаток веселия, чаемого от лицезрения Божия в вечности: Исполниши мя веселия с лицем Твоим (Пс.15,11).

Востани, Иерусалиме, - взывает пророк, - ...и виждь собрания чада твоя от восток солнца до запада словом Святаго, радующаяся Божиею памятию (Вар.5,5). Новый, благодатный Израиль! Ты не должен отстать от древнего, но по данной тебе преимущественной благодати должен превзойти его. Подвизайся всегда представлять Небу, как представляешь иногда, как представляешь, кажется, в настоящие минуты, благоугодное Небу зрелище множества чад твоих, водимых словом Божиим, радующихся памятию Божиею. Воспоминай Бога не умом только, но наипаче сердцем с благоговением, с верою, с любовию, с благодарностью за Его благодеяния, с желанием благоугождать Ему, да и Господь помянет тебя в благоволении людей Своих, посетит тебя спасением Своим (см.: Пс.105,4) по времени и в вечности. Аминь.

Слово в день обретения мощей Святителя Алексия, 1822 г.[85]

Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его (2Тим.4:8)

Необыкновенно смелые слова! Можно подумать, что этот человек забывается и мечтает, когда прежде суда Божия пред Богом себя оправдывает и сам себе назначает венец от Бога. Но так думать не позволяет известная его скромность и глубоко смиренное о себе мнение. Ибо сей самый человек в другое время называл себя наименьшим из Апостолов, недостойным имени Апостола (1Кор.15:9), гонителем Церкви, хульником и досадителем, единственно по благодати помилованным, первым из грешников (1Тим.1:13,15).Как же случилось, что человек, который так любит уничижать себя, с таким дерзновением себя возвеличивает? Без сомнения, вера дала ему предчувствовать то, что уготовано ему, а открыть сие предчувствие, думаю, любовь его побудила. Злопостражди, написал он пред сим возлюбленному чаду своему Тимофею и тотчас, дабы сию горькую заповедь растворить утешением, указует ему на пример своего злострадания: Аз уже жрен бываю [2Тим.4:6] - и на свою несомненную награду: Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия. Но, едва любовь к ученику исторгла из сердца учителя тайну высокой надежды, немедленно приходит смирение и поставляет высокого учителя наряду с последними учениками: Не токмо же мне венец правды, но и всем возлюбльшим явление Его.И все человеки Божии не любят быть в славе между человеками, а если являются между ними во славе или являют в себе чаяние славы, то для того, чтобы, показуя им венец правды, привлечь их на путь правды. И ты, духоносный преемник и подражатель Апостолов, дело сотворивший благовестника, подвигом добрым подвизавшийся, когда некоторыми лучами твоего небесного венца и здесь, на земле, сияешь, - и ты, Алексий по кончине своей, как Павел пред кончиною своей, проповедуешь нам надежду венца Небесного и поощряешь нас искать его. Не токмо мне венец правды, но и всем возлюбльшим явление Его.Достойно примечания, Христиане, что Апостол обещает венец правды всем возлюбльшим явление Господне. Чрез сие научает он нас, что между прочими спасительными подвигами для достижения венца от Господа потребно то, чтобы мы возлюбили явление Его, то есть прилежно размышляли о пришествии Христовом, ожидали его непрестанно, желали сердечно, готовились к нему деятельно.Когда Иисус Христос возносился на небо и Апостолы, хотя уже и предваренные о Его восхождении к Отцу Своему, стояли с устремленными вслед Его взорами в изумлении ли от дивного события, в недоумении ли о его последствиях, в сетовании ли о разлучении с Божественным Спасителем, тогда успокоить их волнуемые мысли и чувствования посланы были Ангелы. Что же они делают? Какое употребляют врачевство? Как крепкое врачевство, употребляют они мысль о будущем явлении сокрывшегося от взоров Иисуса: Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян.1:11). И как верно помогло сие духовное врачевство! Возвратишася, повествует Евангелист о Апостолах, по вознесении Господнем, возвратишася во Иерусалим с радостию великою (Лк.24:52).Видно, что, приняв поданное Ангелами врачевство, Апостолы действительно и обильно вкусили в нем силы грядущего века. Оттого так часто подают они то же врачевство и другим человекам, то есть дают вкушать надежду будущего явления Христова, нужно ли очистить зараженных, или укрепить слабых, или облегчить страждущих. Христос, - пишет Апостол Павел к Евреям, - единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится, ждущим Его во спасение (Евр.9:28). Наставляя Тита преподавать учение спасительной благодати, он говорит, что сия благодать научает нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, но как возможем исполнить столь великие требования благодати? В ответе на сие он присовокупляет: Ждуще блаженнаю упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит.2:11-13). Поощряя Тимофея успевать в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости, подвизаться добрым подвигом веры, он завещевает ему соблюдать сию заповедь чисто и неукоризненно. "Долго ли? - спросил бы, может быть, иногда изнуренный подвижник". И прозорливый наставник, предупреждая сие, указует радостный предел подвигов: Даже до явления Господа нашего Иисуса Христа (1Тим.6:11-14). Подобно и Апостол Петр, воззывая пастырей к истинному пастырскому подвигу, - образи бывайте стаду, - возбуждает в них ревность к подвигу не иным чем, как мыслию о явлении Венцедателя Пастыреначальника - и явльшуся Пастыреначальнику, приимете неуведаемый славы венец (1Пет.5:3,4). Сею надеждою растворяет он и горькую чашу страждущих: Понеже приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко да и в явление славы Его возрадуетеся веселящеся (1Пет.4:13). Апостол Иоанн требует от Христианина высочайшего очищения себя, якоже Сам Христос чист есть. Каким же неразрушающим огнем или какою огненною водою думает и он произвесть сие коренное очищение? Надеждою явления Христова. Вемы, - говорит, - яко, егда явится, подобии Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть: и всяк имеяй надежду сию нань, очищает себе, якоже Он чист есть (1Ин.3:2,3).