Творения. Т.1. Слова и проповеди

Коснит Господин мой приити, говорит упоминаемый в притче злой раб, и начинает бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами (Мф.24:48,49). Коснит жених (Мф.25:5), - думают юродивые девы и спят беспечно, между тем как последние капли елея догорают в лампадах их. Так в слабых или ложных Христианах забвение о предстоящем пришествии Господа и праведном суде Его влечет за собой все дела, противные духу Христианства, и до конца истощает все добродетели Христианские. Коснит Князь царей земных (Апок.1:5), говорит сильный земли, прельщенный властолюбием, и начинает попирать слабых. Коснит, вопиют мятежные народы и замышляют безначалие. Коснит Царь тернового венца, говорит сын чувственных утех и, увенчав себя цветами, засыпает на цветах, которые вскоре должны увянуть и оставить по себе одно будущее терние. Коснит Царь Заимодавец, говорит раб сребролюбия или лености и глубже зарывает в землю талант, которого лихвою могло быть царствие. Коснит Жених, говорит душа, обрекшая себя Небесному Жениху, и дремлет, не примечая, что в ее духовном сосуде елей умиления и любви Божественной оскудевает, а потому и свет разумения вскоре угаснуть может. Коснит, кричат ругатели - где есть обетование пришествия Его? отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания - и в надежде на сие коснение или, лучше сказать, в отчаянии ходят по своих похотех (2Пет.3:3,4).

Нет, лукавые рабы и рабыни легкомысленные, не коснит Господь обетования, якоже неции коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2Пет.3:9), и, кто знает, не наполнилась ли уже мера Его долготерпения? Примечайте, Христиане, как со дня на день умножаются знамения Его пришествия, Им Самим предназначенные: туга языков, глады и пагубы и труси по местом, множество соблазнов, предательство друг друга, умножение беззакония, иссякновение любви. И то уже знамение, что так многие дремлют, не обращая внимания на поразительные знамения времени, ибо, по преждереченным глаголам от Святых Пророков и Апостол ваших, приидет день Господень яко тать в нощи (2Пет.3:10).

Се, грядет со облаки, и узрит Его всяко око! (Апок.1:7) Блажен, кто может от всего сердца сказать: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Апок.22:20). Венец возлюбльшим явление Его! Аминь.

Слово в день обретения мощей иже во Святых отца нашего Алексия митрополита Московского и всея России чудотворца и по случаю возвращения к Московской пастве, 1830 г. [86]

Целуют вы святии вси, паче же иже от кесарева дому. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами (Флп.4:22,23)

Возвратись в сей Богоспасаемый град, к которому неисповедимые судьбы Божии привязали меня сколько благими, столько же страшными, потому что священными, узами, многое имею говорить ныне от избытка сердца, и всего первее благодарно прославить Бога, всех благ виновника, Который благоволил уже четвертому от здешних пределов отдаленному и продолжительному пришельствию моему безбедно кончиться, если только можно сие назвать окончанием пришельствия для тех, которые не имамы зде пребывающего града, земного, но грядущего взыскуем, небесного (Евр.13:14), потом благоговейно приветствовать тебя, не только высокою благодатию священнодействия, но и открытою благодатию чудодействия, преосвященная главо, и твоих содругов, вас, которые боголепно населяете сии древнии твердыни нетленными телесами вашими, наипаче же духом Богоугодных молитв ваших, да укрепите ими немощь мою, исправите недостоинство мое и благословите меня вновь явиться на поприще по вас наследственного служения, с любовью приветствовать и всех здесь предстоящих и здесь обитающих общников единомысленной во Христе веры, сподвижников единозаконного по Богу жития, в каком бы звании ни был кто призван чтить Истинного Бога, служить обществу, благотворить ближнему, созидать свое спасение, только бы достойно ходил вышнего звания Христианского; в особенности с утешением приветствовать общников и сподвижников священного служения и в отсутствие предстоятеля, так же как в присутствии, не смятенно и непостыдно сохраняющих свой чин и утверждение и, таким образом, являющих в себе знамение Церкви, вовеки непоколебимой.Но, как воду берегом, удерживаю слово заповедию отцов, повелевающею для всего, что делаем и говорим, иметь свидетельство Божественного Писания.Каким же словом Писания управим и ограничим течение настоящего слова? Послушаем, что говорит св. Апостол Павел всем святым о Христе Иисусе, то есть освященным истиною учения и силою таинств Христианских, сущим в Филиппех, после того, как проповедовал им и возлюбил их утробою Иисус Христовою, не самолично, правда, к ним приходя, но, что все равно почти, чрез Епафродита их посещая, и чрез письмо к ним беседуя. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа, говорит он им в начале своего послания [Флп.1:1-2], и, видно, не довольствуясь произнести сие приветствие один раз, и, видно, не имея другого, столь превосходного, то же приветствие повторяет он в конце послания: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. И так скажу и я вам, и нет нужды, если скажу не в первый раз: Благодать со всеми вами!Благодать, поколику сие имя само себя изъясняет, есть сила, подающая благо: с духом священного языка сообразно также называть ее, буде то покажется простее, милостию, в знаменование такого свойства и расположения благого существа, по коему другое существо представляется ему милым, привлекающим любовь - поколику есть доброе, сострадание - поколику бедствует, прощение - поколику виновно. Или, если надобно точнее распределить понятия, любовь и милость, приходя в действие, именуются благодатию, а принятая благодать становится дарованием.Приведенные недавно слова Апостольские, и множество других священных изречений показывают, что источник и непосредственное начало благодати есть Бог Отец, Сын и Святый Дух. Отец подает ее, Иисус Христос приносит ее в Своем имени, Дух Святый вдыхает ее в души верующие и ею одушевляет их к жизни духовной - укрепляет и подвизает к деятельности, истинно благотворной и потому Богоугодной и спасительной.Из сего по нашей возможности составляемого понятия о благодати, которая, впрочем, в существе своем непостижима, поелику Божественна, уже нетрудно уразуметь, сколь оная для нас вожделенна, или, лучше сказать, необходима. Без нее нет надежды прощения грешнику, нет верного избавления бедствующему, нет никому никакого блага, потому что всякое благо происходит от Единого Бога, поелику же Бог есть бесконечен в совершенствах Своих, потому Он есть Сам для Себя вседоволен и потому ни в ком и ни в чем не имеет нужды, ни от кого ничего не заимствует, потому никому ничем не должен и не обязан и следственно подает всякое благо не по какому-либо долгу или необходимости, но только по беспредельной любви Своей и преизбыточествующей благодати.