Творения. Т.1. Слова и проповеди

Весь народ искаше прикасатися Ему: яко сила от Него исхождаше и исцеляше вся (Лк.6:19)

Какое счастливое время! Какие счастливые люди! Воплощенный Сын Божий ходит между людьми, и весь народ может приближаться к Нему, и прикасаться, и почерпать исходящую от Него всеисцеляющую силу!

Не хотите ли позавидовать современникам земной жизни Господа нашего Иисуса Христа? Это было бы грешно, - потому что чувство зависти противно любви к ближнему, и бесполезно, потому что зависть не доставит нам того, чему завидуем, а только мучит нас; но это и не нужно, потому что Бог Премудрый и Всеблагий, конечно, не поставил нас в такое положение, чтобы мы по справедливости могли завидовать другим людям и другим временам, как бы обиженные Провидением.

Что ж? Исходит ли и ныне сила от Господа нашего Иисуса Христа, чтобы исцелять вся? Так без сомнения. Но почему не всегда видим ее действие, когда желаем? Если это не оттого, что сокрылась или удалилась Его сила, то, конечно, оттого, что мы не умеем искать прикасатися Ему.

Что это за сила, которая исхождаше от Господа Иисуса и исцеляше вся? Не иная, как сила Его Божественного естества, соединенного с естеством человеческим и Его человечества обоженного.

Сила Божества бесконечно велика, так как все Его свойства бесконечны, и вечно деятельна, так как все Его свойства вечны и непреходящи. Итак, сила Божества не только деятельно исходила из Его сокровенности во время шестидневного творения, но деятельно исходит и после оного, по реченному Господом: Отец мой доселе делает, и Аз делаю (Ин.5:17). Она исходит в мир невидимый и действует, как первоначальный свет, просвещающий вторые светы, чистые умы, - как источная жизнь, оживляющая и облаженствующая бессмертное бытие духов. Исходит в мир видимый и действует, как свет, который во тме светится (Ин.1:5), который просвещает всякаго человека, грядущаго в мир (Ин.1:9), как жизнь, которая оживляет смертное и мертвое воскрешает. Святый Апостол Павел видит и свидетельствует, что Сын Божий носит всяческая глаголом силы Своея (Евр.1:3), что мы в Боге живем и движемся, и есмы, что Он дивным образом приближается к нам, да поне осяжем Его и обрящем, яко недалече от единаго коегождо нас суща (Деян.17:27,28).

Но поелику опыт веков показывал, что дух человеческий не умел обрести и духовно осязать приближающегося к нему Божества и, вопреки своему назначению к блаженному общению с Богом, погрязал в тварях, в тлении, в смерти, то неистощимый в средствах милования Бог изобрел новый необычайный способ преподания Своей животворной и спасительной силы человеку. Это уже не приближение только Божества к человеку, но соединение Божества с человечеством в лице Богочеловека Иисуса Христа, в Котором, по изъяснению Апостола, живет всяко исполнение Божества телесне (Кол.2:9). Его человечество исполнено и орошено Божественною силою, по ипостасному или единоличному в Нем соединению естеств Божеского и человеческого; а поелику восприятое им и обоженное человечество, яко человечество, есть единоестественное со всем родом человеческим, - то он есть открытый для всех человеков и неистощимый источник Божественной, благодатной, животворящей, всеисцеляющей, спасительной силы.Такова сила, которая исхождаше от Господа Иисуса и исцеляше вся. Еще ли кто спросит: исходит ли она от Него и ныне? Прежде вопроса уже ответствовал на сие Апостол: Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр.13:8), - Тойже и днесь, с тою же силою, от Него исходящею и исцеляющею вся, поелику это сила Божественная и, следственно, не временная, не преходящая, но вечная и вечно действующая, и преимущественно на желающих и ищущих прикасатися Ему.Здесь рождается новый, по-видимому, трудный вопрос: как можем мы прикасаться к Христу, когда Он уже не ходит по земле, как человек между человеками, но яко Бог седит на Небеси одесную Бога Отца? Кто из нас может достигнуть, чтобы прикоснуться к нему? Если будем внимательны, найдется на сие недоумение благоприятное и для нас разрешение в событиях того времени, когда Христос видимо ходил между человеками.Многие думали тогда, что благотворная во Христе сила ограничена Его Телом и что для получения от нее благотворного действия надобно прикоснуться телом к Его Телу, и потому, даже не прося от Него исцеления, просто бросались для прикосновения к Его Телу и, видно, имели успех, как сие можно примечать из слов Святого Евангелиста Марка: Многи исцели, якоже нападати на Него, да Ему прикоснутся (Мк.3:10).Не так думала упоминаемая в Евангелии жена кровоточивая, она полагала, что сила Христова не ограничивается Его Телом, но простирается далее, что ею орошены и ризы Его, что прикоснуться к Его ризам значит уже прикоснуться к Нему и Его целебной силе и что, следственно, посредством прикосновения к ризам Его можно получить исцеление. И сие мнение оправдал опыт. Прикоснуся ризе Его, - и абие изсякну источник крове ея, и ощути[91] телом; яко исцеле от раны (Мк.5:27-29).Еще иначе думали десять прокаженных. Прикоснуться к Христу или хотя к ризе Его не позволял им строгий закон, который прокаженных, как нечистых, удалял от сообщения с чистыми. Что же было им делать? Исцеление получить желательно, а к Исцелителю прикоснуться непозволительно. Нужда заставила их возвыситься над чувственным образом мыслей. Они рассудили, что сила во Христе не телесная, но духовная, Божественная и что, следственно, можно к ней прикоснуться не только телом, но и кроме тела духом, мыслию, желанием, словом молитвы. Итак, они сташа издалеча, и вознесоша глас, глаголюще: Иисусе наставниче, помилуй ны (Лк.17:12,13). И что чрез сие прикоснулись они к Христу духовно и привлекли себе Его всеисцеляющую силу, сие, подобно как и над кровоточивою, показал опыт. И бысть, идущим им, очистишася (Лк.17:14).Из сих примеров открываются нам три вида спасительного прикосновения к Христу: прикосновение телесное непосредственное, прикосновение чрез некое видимое посредство, или знамение, и прикосновение духовное.