Творения. Т.1. Слова и проповеди

Мне бы не кончить слова, если бы исчислять примеры святых, разнообразно назидательные и спасительные. Старайтесь, братия, узнавать и замечать особенно те из них, которые ближе к состоянию вашей души, к обстоятельствам вашей жизни. Внимая им, вы получите сугубый плод и удостоверительное познание спасительного для вас пути и сильную помощь к прохождению его молитвами святых, к которым приблизитесь подражанием и вашею молитвою.

Братия! Подражательность так сродна человеку, что без нее не живет никто из нас. Разность в предметах и в ревности подражания. Кто предписывает законы суеты, роскоши, своекорыстия, самочестия? Никто. Как же усиливаются и распространяются суета, роскошь, своекорыстие, самочестие? Всего более посредством безрассудного подражания. Какую же силу должно иметь подражание, когда обращается на предметы законные и благословенные?

Да помышляем, братия, что добро ревновати в добром (см.: Гал.4:18), и что как возвышенный образец возвышает подражателя, так низкий - унижает. И потому да отвращаем очи от суеты мира, да взираем внимательно на жизнь святых, да подражаем их вере непорочной, твердой, живой, действующей в подвигах, в любви, в творении добра, да наследим и мы достояние святых в свете (см.: Кол.1:12) и с ними вечно славим Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Слово в день памяти Преподобного Сергия (святость - обязанность каждого христианина[97]). Говорено в Троицкой Сергиевой лавре 23 сентября 1847 г.[98]

По звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят семь. 1Пет.1:15-16

В царствах человеческих народ с особенным почтением обращается к приближенным царя, частью вследствие благоговения к царю, облекшему их своею доверенностью, властью, почетными званиями, частью в надежде их благодетельного пред ним предстательства и покровительства по данной им власти. Подобно сему, и в Царстве Божием, которое есть Церковь Христова, народ верующих, как и вы ныне, с благоговением обращается к святым Божиим человекам, чтя живущую в них благодать Божию и по вере надеясь от них молитвенного пред Богом предстательства и благодеяний по данной им благодати.Но в царстве человеческом народ, воздавая честь вельможам, остается народом и по самому свойству государственного устройства не может достигать преимуществ, пред которыми преклоняется, а в Царстве Божием не так. Здесь каждый из народа верующих, чтя святых Божиих может и сам достигать достоинства, которое чтит в других, и не только может, но и призывается, убеждается быть святым. По звавшему вы Святому и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь.Братие, чтущие святость как преимущество избранных! Помыслим о святости как об обязанности всех и каждого.Если бы гражданину или поселянину сказали: "Делай то и то, будь приближенным царя, который дает тебе право на сие преимущество и призывает тебя к оному", - с какою охотою, с каким жаром принялся бы он за требуемые от него дела, хотя бы подвиг был не легок и труд не краток. Но вот провозвестник воли Царя Небесного нам, и последней степени гражданства в сем Царстве недостойным, говорит: Святи будите, будьте святы нравственно и потом будьте святы блаженно, живите благочестиво и добродетельно и будьте приближенными Царя Небесного, Который позволяет вам не только приближаться к Нему, но и пребывать в Нем и Сам хощет не только приближаться к вам, но и жить в вас. Что же? Как приемлется сие призвание? Все ли, по крайней мере многие ли, последуют оному с готовностью, с горячим усердием, с неослабною ревностию, с полною деятельностью? Не обыкновеннее ли то, что мы думаем и говорим: "Где нам быть святыми? Мы люди грешные - довольно, если как-нибудь спасаемся покаянием"."Где нам быть святыми?" Но подумали ль мы, чем же мы будем и что будет с нами, если не станем подвизаться, чтобы сделаться святыми? Есть высшие степени святости, на которых сияют особенно избранные и благодатствованные души, но святость вообще не есть только частное между христианами отличие, которое похвально иметь некоторым и без которого легко могут обойтись другие. По учению апостольскому, каждый, кто призван святым Богом к Царствию Божию, иначе сказать, каждый христианин в самом призвании сем и в мысли о призвавшем Боге должен находить для себя закон, обязанность и побуждение, чтобы ему непременно быть или сделаться святым. По звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите - сие правило тем сильнее обязательно для сынов Нового Завета Божия, что и сынам Ветхого, менее совершенного Завета, оно уже было дано самим Богом: Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми, то живете не по звавшему вас Святому, не соответствуете достоинству званных Богом и сынов завета Божия - вы христиане по имени, а не в существе. К чему ведет такая жизнь, можно усмотреть из другого апостольского изречения: Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр.12:14). Яснее: имейте мир со всеми, имейте святость, а без мира и без святости никто не увидит Господа, то есть не достигнет вечного блаженства.Итак, если мы небрежно и беспечно думаем, что нам не быть святыми, то сами на себя пишем приговор не узреть Господа, быть чуждыми вечного блаженства.