Творения. Т.1. Слова и проповеди

Посему-то и Матерь Церковь, премудрая таинница благодати, учит нас не только прикасаться к святому сосуду, но и простираться к исполняющему оный Всесвятому, наставляет нас не просто говорить святому: "Помоги, сотвори благодеяние", - но взывать богомудренно: Моли Бога о нас. То есть мы знаем, что ты угоден Богу, исполнен благодати и силы, но знаем также, что благодать и сила в тебе есть Божия и что ты ею действуешь не иначе, как по воле Божией, посему чтим тебя и вместе воздаем славу Богу, просим твоего предстательства и вместе исповедуем, по учению апостольскому, что всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак.1:17). Веруем, что твоя молитва сильна приобрести нам дар, которого не была бы достойна одна собственная наша молитва, но как дар сей - Божий, то не к тебе только, но чрез тебя к самому Богу прибегаем: Моли Бога о нас.

Сими размышлениями поставляя себя в правильное положение пред лицом святого, не оставим без внимания и того, как должно нам поставлять себя в правильное положение в отношении к празднику святого.

Праздник святого часто именуется в Церкви памятию святого. Что это значит? Неужели святых надлежит иметь в памяти только во дни праздников их, а в прочие дни забывать? Без сомнения, не та мысль Церкви. Что же думать о наименовании память святого? Или это есть случайно взятое в языке слово, не довольно точно приспособленное к предмету? Нет. Надобно лучше думать о богомудрых отцах наших, чиноположителях церковных. Все, чем обогатили они Церковь, они заимствовали обыкновенно из сокровищ Слова Божия. Посему мне кажется более нежели вероятным, что наименование праздника память святого заимствовано из апостольского изречения: Поминайте наставники ваша. Но почему отсюда взято наименование? Всего вероятнее, потому, что здесь лежит основание самого установления церковного, здесь закон праздника: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр.13:7). Но вместе с законом праздника здесь же и наставление празднующим, как им праздновать. Поминайте наставники ваша, подражайте вере их.

Праздник не для того, чтобы только отложить дело и остаться в праздности, кольми паче не для того, чтобы позволить себе дела, которые далее отстоят от святости, нежели дела работных дней, но для того праздник святому или святым, чтобы воспоминать их богоугодную жизнь, взирать на их блаженную кончину и подражать их вере, как созерцательной, то есть их твердости в православном христианском учении, так и деятельной, то есть их добродетелям христианским.

Сорадуюсь тем, которые лучшую часть нынешнего праздничного дня освятили участием в церковных молитвах и благоговейным предстоянием при Божественной таинственной службе. В сем есть часть подражания вере святых, имевших общим чувством то, что изобразил словом псалмопевец: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс.121:1).

О, если бы могли мы иметь утешительную уверенность, что приобретенного утром освящения никто из пришедших на сей праздник не утратит и в прочее время дня, но всякий и сохранит, и дополнит оное продолжением священных воспоминаний, благочестивым чтением и размышлением, домашнею молитвою, воздержным употреблением земных благ с благодарением Богу, назидательным или по крайней мере невинным и мирным собеседованием, без рассеяния, без суетных игр, без обаятельных увеселений! К сожалению, не так легко сего надеяться от всех, как легко было бы сему исполниться.

Какое оскорбление достоинству веры, какой это вместо подражания перекор примерам святых, что закон греховный нередко с особенною силою противовоюет закону духовному в дни святые, хотя в сии дни Церковь преимущественно вооружает нас духовными оружиями, словом Божиим и молитвою!

Если рассматривать и соображать существо и достоинство предметов, неужели радость духовная менее имеет сладости, нежели веселие плотское? Неужели молитвенная беседа с Богом менее занимательна, нежели празднословие между человеками? Неужели менее приятности в псалмах в песнях духовных, которые просвещают, питают и укрепляют душу, нежели и песнях плотских, которые ее омрачают, растлевают и расслабляют? Неужели брашно негиблющее менее вкусно и питательно, нежели брашно гиблющее? Неужели трезвый ум менее может доставить удовольствия, нежели отуманенное неумеренностью чувство? - Конечно, нет! Но чувственности преданный человек не понимает себя, не знает, чего хочет, и желает насытиться от рожец и одуряющего зелия мирских забав, ленясь употребить некоторый труд, чтобы очистить и возвысить свой вкус для услаждения хлебом небесным и вином духовным.Со апостолом молю вас, братия, да не ленивы будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением (Евр.6:12). Подвизайтесь подражать вере и богоугодному житию святых и не порабощаться суетным обычаям, не уступать греховным влечениям. Имейте довольно терпения и твердости, чтобы рассудком и законом Божиим удерживать и умерять чувственные желания, чтобы не давать пищи плотским страстям. По мере их умерщвления в вас будут получать более живости желания духовные и вкус к чистым и возвышенным наслаждениям. Тогда суетные и низкие мирские увеселения будут для вас не нужны и безвкусны, вам приятнее будет и дом ваш обращать в церковь, посредством богомыслия и молитвы, церковь же ощутительно будет для вас небом; вы не по имени только, но действительно сожителе святым и приснии Богу (Еф.2:9) и в близости к ним будете праздновать святые и сладкие праздники в чистом сердце. Да сотворит сие благодать Господня молитвами Преподобного отца нашего Сергия и всех святых! Аминь.Слово в день памяти Преподобного Сергия (без терпения нет подвига[103]). Говорено 25 сентября 1850 г.[104]Претерпевый же до конца, той спасен будет. Мф.10:22