Творения. Т.1. Слова и проповеди

Подивимся, Христиане, произвольному для нас умалению Великого Бога и Спаса нашего, но сего еще мало. Возблагоговеем пред сим умалением Его, но и сего не довольно. Сие да мудрствуется в вас, учит нас Апостол, еже и во Христе Иисусе [Флп.2:5]. Имейте и вы такие же чувствования, какие имел Иисус Христос, располагайте себя так же, как Он расположен был. Что сие значит? Сие изъясняет сам Апостол, связав пред приведенным изречением: Ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще (Флп.2:3). Из сего видно, что учит он нас по примеру Иисуса Христа не ставить высоко самих себя и не превозноситься какими-либо преимуществами, но смиряться и в самих себе, и пред другими.

Кто имеет рабов, тот да воспомянет приявшего зрак раба и умаленных жребием да не умалит презрением и, вознесенный над ними Богом, да не превознесет сам себя гордостию.

Кто живет в великолепном доме, почивает на пухе, одевается шелком, да воспомянет вертеп и ясли и с сими сообразно грубые пелены, и да не уничижит тех, которые живут в хижинах, спят на соломе, одеваются рубищем и которые, может быть, не по внешнему только, но и по внутреннему состоянию больше его Христу подобны. Да хвалится, учит Апостол Иаков, - да хвалится богатый во смирении своем (Иак.1:10).

И тот, кто, по выражению Апостола, почивает на законе, и хвалится о Бозе, и разумеет волю, и рассуждает лучшая, научаем от закона (Рим.2:17,18), - ах! и тот - хваляйся, от Господе да хвалится (1Кор.1:31)! Мняйся стояти да блюдется, да не падет (1Кор.10:12)! Особенно же да не осудит неведущих, да не посмеется падающим! Христос есть свет, просвещающий всякаго человека, грядущего в мир (Ин.1:9), может быть, тот, которого ты видишь седящего во тьме и сени смертней, вскоре светлее тебя осияется сим светом, или уже и осиявается внутренне, в области духа. Может быть, волхвы языческого востока ревностнее тебя ищут и предупредят тебя в обретении Христа; может быть, мытари и любодейцы варяют тебя во Царствии Божии (Мф.21:31).

Кротость, простота, смирение, снисхождение к низшим, уравнивающее себя с последним из них, спокойствие в уничижении, терпение, непобеждаемое никакими оскорблениями, - сие да мудрствуется в вас, подобно как и во Христе Иисусе. Аминь.

Слово на Рождество Христово и на воспоминание освобождения Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов, 1821 г.[134]

И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: Слава в вышних Богу (Лк.2:13)Ныне Ангелы проповедуют вам, Христиане, и Ангелы же показывают, что вам должно делать по их проповеди, что может быть лучше сего поучения и нужно ли после сего другое? Ангел является и проповедует человекам: Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас (Лк.2:10,11). Надлежало бы человекам на сию радостную проповедь воскликнуть: Аминь - и прославить Бога за сие благовестие. Но с Ангелом-проповедником Ангелы же являются и слушателями. И внезапу, то есть как скоро произнес он проповедь о Рождестве Христовом, они целым воинством восклицают: Слава в вышних Богу! Восклицают же так, что не только горние, им принадлежащие обители, но и дольний мир оглашается их славословием. Для чего? Без сомнения, для того, чтобы и дольний мир последовал горнему, чтобы к славословию Ангельскому присоединилось человеческое славословие. Итак, будем послушны поучению Ангельскому. Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему (Пс.94:1). Слава в вышних Богу! Но вы уже и пришли радоваться о Рождестве Спасителя. Славословие, которое Церковь переняла у Ангелов, оглашает не только храмы Божии, но и жилища ваши. Проповедь Ангельская, несмотря на то, что произнесена за столько веков, оказала и ныне свою силу - дело, кажется, совершено.Надлежало бы теперь земным служителям слова умолкнуть и успокоиться, когда действуют проповедники небесные. Но их проповедь краткая и многозначащая, их славословие внезапное невольно возбуждают к удивлению, а чрез удивление к исследованию и размышлению. Притом всходит на мысль, что, когда Небесные Силы проповедовали и торжествовали Рождество нашего Спасителя, кроме немногих пастырей, весь дольний мир погружен был в сон и не слышал их проповеди и славословия. "Неужели, - скажут, вероятно, некоторые, - неужели и мы среди ясного дня Господня можем продремать великое славословие Церкви?" Не укоряя сим никого, я напомню только, что Давид, который, без сомнения, бодрственнее нас был в славословии, нужным находил иногда пробуждать свою славу: Востани слава моя! (Пс. 56:9) Испытаем и мы размышлением о славе Божией в рождении Спасителя нашего пробуждать нашу славу или, яснее сказать, нашу ревность к славе Божией.Слава в вышних Богу!Не прежде как при рождении Иисуса Христа земля слышит сие Ангельское славословие. Для чего не прежде? И прежде не имел ли Бог славы в вышних?