Творения. Т.1. Слова и проповеди

Хвалимся в скорбех (Рим.5:3), - сказует о себе апостол. От нас, может быть, еще рано сего требовать. Исполняется ли в нас хотя другое, меньшее слово апостольское: Скорби терпяще, в молитве пребывающе (Рим.12:12)? Скорби, которыми по судьбам Божиим посещаемся, приемлем ли с терпением и, когда изнемогает терпение, подкрепляем ли оное молитвою, чтобы не впасть в нетерпение или ропот? Не тяготимся ли, напротив, даже легкими и обыкновенными в жизни скорбями, трудностию некоторых дел, неисполнением некоторых желаний, лишением некоторых приятностей жизни? Малая скорбь оскорбительного слова не истощает ли иногда всего терпения нашего, так что вместо приобретения посредством ее награды терпения мы мучим сами себя преувеличенною и вредною скорбию гнева и памятозлобия?

Апостол сказал коринфским христианам: Ныне радуюся, не яко скорбни бысте, но яко оскорбистеся в покаяние; оскорбесте бо по Бозе (2Кор.7:9). Скорбим ли и мы о грехах наших скорбию по Бозе, скорбию покаяния, такого искреннего и глубокого, чтобы о нашей скорби радовались ангелы, как о залоге нашего исправления и спасения?

Кто не подвергает себя добровольно очистительной работе внутренней скорби покаяния и самоукорения и внешних скорбей не приемлет с терпением и смирением, тот еще не на пути, который указывает Евангелие к Царствию Божию. Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие. Аминь.

Слово на память Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца (будем воинами Христовыми[158]). Говорено 25 сентября 1844 г. в Троицкой Сергиевой Лавре.[159]

Ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов. 2Тим.2:3

Часто слышим здесь песнопение, в котором Церковь, восхваляя Преподобного Сергия как подвижника добродетелей, с сим вместе именует его истинным воином Христа Бога и в изъяснение сего присовокупляет, что он на страсти подвизался - страстям и вожделениям противоборствовал и побеждал их силою ума, помощию Божиею, оружиями духовной брани свойственными.С каким расположением должны мы слушать похвалу истинному воину Христа Бога? Так ли, как нередко похвалы воинам и победителям слушают люди, не бывшие и не думающие быть ни победителями, ни воинами? Или, как нововступившие и вступающие в воинство, внимают славе много подвизавшихся воинов и победителей, чтобы перенимать их искусство, чтобы возбуждать свою ревность к бранным подвигам?Святая Церковь, провозглашая подвиги и добродетели святых, обыкновенно не о том заботится, чтобы к их небесной славе присовокупить ненужную для них ничтожную земную славу, а о том, чтоб нас обучать подвигам и поощрять к добродетелям. Чему же научает нас и чего требует от нас показуемый образ истинного воина Христова?Хвалебное представление святого мужа в образе воина Христова заимствовано, без сомнения, от святого апостола Павла, который в послании к Тимофею пишет: Ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов.Тимофей, которому дано сие наставление, или заповедь, чтобы злопострадать, как надлежит доброму воину Иисус Христову, был один из учеников святого Павла, заслуживший особенное у него доверие и получивший от него в управление Церковь Ефесскую. Из сего можем заключить, что наставление сие достойно приятия и для людей преимущественного достоинства. Но не должно думать, что сие относилось исключительно к одному лицу, к которому писано, или только к званию, в котором сие лицо находилось. Нет, сие более или менее относится и к каждому христианину. В сем удостовериться можно другим изречением того же апостола к тому же Тимофею в другом послании. Да воинствуеши, - пишет он, - доброе воинство, имея веру и благую совесть (см.: 1Тим.1:18-19). Не каждый ли христианин должен иметь веру и благую совесть? Но как сие относит апостол к доброму воинствованию, то ясно, что и к доброму воинствованию обязывается каждый христианин, а следственно, и к злостраданию, какого требует святой Павел от доброго воина Иисус Христова.Для большего в сем удостоверения приведем еще учение того же апостола, которое он уже не чрез пример одного лица, но прямо ко всем христианам простирает. Приимите, - говорит, - вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся содеявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира; над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженные угасити; и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф.6:13-17). Видите, что всех нас записал апостол в воинскую службу Христову и всем раздаст оружие по роду сей службы.