Собрание сочинений, том 1

Покаяние всякие грехи, каковы бы они не были, очищает (Увещание 1 к Феодору падшему).

Покаяние не от долгого времени, но от горячности сердечной судится (Увещание 1 к Фео­дору падшему).

Достаточно на покаяние в грехах и пяти дней; если трезвым будешь, станешь молится, бдеть будешь (Беседа 6 о блаженной Филогонии).

Пока здесь пребываем, надежду имеем изрядную; а как только отсюда преселимся, не в нашей уже тогда силе будет каяться (Слово 2 о Лазаре).

Надо стыдиться не покаяния, но греха ( Беседа 8 о покаянии).

Покаяние без милости – мертво (Беседа 7 о покаянии).

Для грешника покаяние – досадно и ужасно. (Для кающегося же) врачевание грехов, истребление беззаконий, излияние слез, надежда на Бога, оружие против дьявола, меч, главу его отнимающий, упование спасения, истребление отчаяния (Беседа 8 о покаянии).

Истинное покаяние в том, чтобы не только воздерживаться от первых грехов, но еще более добро творить (Беседа 10 на евангелиста Матфея).Молитвы святых великую силу имеют, но только если мы будем покаяние иметь и исправлять себя (Беседа 5 на евангелиста Матфея).Кто по согрешении кается, тот достоин не плача, но его за блаженного считать должно (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).Рассуждение о покаянииСостав покаяния:I. Должно от себя, то есть от своей воли и страстных похотей отречься, против всякого греха подвизаться, и не только делом его не исполнять, но и от мысли отгонять.II. Так изменившись, жизнь новую начать, волю свою воле Божией покорять, стараться последовать святому примеру жития Христова, словом, ко всякой добродетели приучаться. А если по немощи случится споткнуться или пасть, тотчас, признавая свое окаянство, к Божию милосердию прибегать, и просить с глубоким смирением прощения.III. О прежде содеянных грехах даже до кончины жизни сожалеть, что ими человеколюбца Бога прогневлял, не слушал, и злую волю противника Его, дьявола исполнял, а тем себе вечную казнь заслужил. Это и есть печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7:10).IV. Прошедшее время, поскольку в суете, сластолюбии, в грехах, и потому во зле прожитое, часто обдумывать и оплакивать, ибо от этого последует нищета духовная, которая весьма нужна для покаяния. Так, осмотревшись, человек увидит свое окаянство, что он кроме греха ничего не имеет, и тем пред судом Божиим весьма виноват; так признает вместе с блудным сыном свое недостоинство: Отче, уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15:21), уничижит себя пред своей братией, и не их, но свои пороки будет рассматривать и оплакивать; ближнему будет согрешения прощать, чтобы самому от Бога прощение получить; будет всячески примиряться с тем, кого как-нибудь обидел.Надежда кающимсяI. Сам Бог призывает к покаянию и велит каяться (Лк. 15:21).II. Бог долготерпит нас, чтобы покаялись; ожидает всякого и хочет любезно кающегося принять (Лк. 15:21).