Собрание сочинений, том 2

Одежда, которой покрывается и согрева­ется нагое тело твое, – Его добро.

Все это и прочее Он подает тебе невиди­мою и всесильною и щедрою рукою Своею, и подает от единой благости и любви к тебе. Естество Его таково, что не может не благотво­рить. Видишь Его к тебе любовь, но чувству­ешь ли в себе взаимную к Нему любовь? Лю­бовь ничем иным, как только любовью на­граждается. Получаешь благодеяние от Него, но помнишь ли Благодетеля и благодаришь ли Благодетеля? Осмотрись!

Тяжка неблагодарность к человеку, от ко­торого малое какое добро получаем и не бла­годарим его. Несравненно более тяжка небла­годарность к Богу, когда от Него все и всякое добро принимаем, но Ему неблагодарны. Без любви благодарность Ему быть не может. И не­благодарен Ему тот, кто воле Его святой угож­дает. Высочайшая Его и непостижимая любовь к нам открылась в том, что Единородный Сын Его, благоволением Его, к нам пришел взыс­кать и спасти нас, погибших (Мф. 18:11). Об этой любви Сам Христос Господь наш говорит: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

Бедный грешник! Следовало было тебе за грех твой, которым ты Праведного и Безконечного Бога обесчестил и прогневал, как мертве­цу, поверженному в горах, во аде вечной смер­тью умирать, и без конца горькую чашу гнева Божия пить, и тем же, что и сатана и Ангелы его, считаться, и в негасимом огне страдать. Это пло­ды греха: возмездие за грех – смерть (Рим. 6:23).

Бог Человеколюбивый, по Своей благости и любви к нам, не допустил тебя до того. Слава благости Его, слава человеколюбию Его, слава щедротам и милосердию Его! Не допустил, го­ворю, тебя до того. Кого? Отступника и врага Своего. Помиловал тебя, умилосердился над тобою, возлюбил тебя, послал Единородного Сына Своего к тебе спасти тебя. Пришел Он к тебе, Создатель к созданию Своему, Господь к непотребному рабу Своему, Бог Святой и Ве­ликий к грешнику. Царь Небесный явился на земле, и для Херувимов и Серафимов неприс­тупный для бедных отверженных людей и грешников доступным сделался, вочеловечился в подобном тебе Теле, жил на земле, нахо­дился между грешниками, как свет между тьмою, и тьма Его не объяла (Ин. 1:5); трудился, болел, плакал, страдал и умер за тебя.

Видишь, грешник, что Бог ради тебя сотво­рил. Благословен Господь Бог Израилев, что по­сетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1:68–69). Чего более уже от Бога ожи­дать тебе, грешник, когда и Сына Своего Еди­нородного ради тебя не пощадил Он? Какая любовь, какое благодеяние больше этого мо­жет быть! Помнишь ли великое это дело Божие, которого более не может быть? Помнишь ли дело это, которым от вечной смерти и ада избавлен ты, в котором вечная жизнь твоя и все вечное блаженство состоит? Помнишь ли это, и от чистого сердца благодаришь ли Благодетеля и Искупителя Бога твоего? Осмот­рись!

Почитаешь ли истинно, а не лицемерно так почитающего тебя Господа? Осмотрись!

Соблюдаешь ли святые заповеди Его, без чего любовь к Нему быть не может? Осмотрись! Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Не любящий Меня не соблюдает слов Моих, – говорит Господь (Ин. 14:21, 24). А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Вос­кресшего (2 Кор. 5:15).Бог, Который как всякого человека, так и тебя создал, и любит, и от любви Своей как всем, таки тебе блага Свои подает, и как о всех, так и о тебе такой милостивый и человеколю­бивый чудный Промысел в деле спасения по­казал. Бог, говорю, так возлюбивший тебя и Благодетель твой, хочет и велит, чтобы ты лю­бил ближнего твоего, то есть всякого челове­ка, как себя любишь. Удовлетворяешь ли свя­тому хотению Возлюбившего тебя и Благоде­теля твоего? Угождаешь ли святой воле Его? Оказываешь ли усердное послушание Ему? Любишь ли любимого Богом ближнего твое­го? Не делаешь ли ему того, чего себе не хо­чешь? Подаешь ли ему в нуждах его руку по­мощи, чего себе хочешь? Осмотрись!Время жизни нашей кратко, и проходит, как вода мимотекущая, и потерянное не возвраща­ется, как слово сказанное. Ты как его прово­дишь, в чем? Не в праздности ли? Не в суете ли? Не в гуляниях ли и пиршествах? Не в снис­кании ли чести, славы, богатства? Осмотрись!Время дано тебе Богом для покаяния, а не для плотоугодия. Так ли проводишь его, как Бог того хочет? Осмотрись! Все человек в этом мире может найти, но потерянного времени найти не может. Смерть невидимой дорогой за человеком ходит, и похищает его тогда, когда не ждет, и там, где не ждет, и таким образом, каким не ждет. Известна нам кончина наша и неизвестна: известна, что скончаемся; неизве­стна, ибо не знаем, когда, где и как скончаем­ся. Чем дольше живем, тем более уменьшают­ся дни наши и приближаемся к концу жизни нашей.Христианин! Помнишь ли ты час этот страшный, на который все святые взирали и плакали, – час, в который следует всякому идти или в блаженную, или мучительную веч­ность, – и готовишься ли к тому истинным покаянием? Осмотрись!В чем застанет тебя час тот, в том и перед Судом Божиим предстанешь. Блажен, кто по­мнит час этот. Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих: какое оно, да уразумею, что остается мне. Вот, Ты пядями измерил дни мои и состав мой как ничто пред Тобою. Подлинно, все суета – всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает сокровище и не знает, для кого собирает его (Пс. 38:5–7). Всем нам подобает явиться перед Судищем Христовым. Перед тем Судом, Судом Божиим, а не человеческим, предстанешь и ты. Там будет правое и строгое испытание дел, слов и помышлений наших. Там будет все явное, что мы во всей жизни нашей ни сделали, и перед всем светом откроется, и всякий по со­вести обличится. Там рядом станут цари и подданные их, господа и рабы их, родители и дети их, пастыри и люди их, благородные и низкие, богатые и убогие, и всякий за себя ответ воздаст.Грехи, которые грешник здесь покаянием, сокрушением сердца и слезами загладит, уже там и не явятся. Грехи же грешника же непокаявшегося, все, какие он ни сделал, словом, или делом, или помышлением, явны там будут все­му миру. Тогда о нем будет сказано: Вот чело­век и дела его! Там на две части все собравшиеся люди разделятся: одни станут по правую сто­рону Праведного Судии, и призовет их в веч­ное Свое царство Царь славы Господь; другие станут по левую сторону этого Судии, и ото­шлет их в вечный огонь, уготованный дьяволу и Ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46).