Собрание сочинений, том 2

О том же

Если бы упомянутый подлый [1] человек, от своего благодетеля почтенный, вдался в бесче­стные дела, и так совлек бы с себя честь и при­личное одеяние и оделся бы опять в подлое и срамное рубище, то это дело достойно было бы удивления, сожаления и смеха от всех людей. И действительно, это было бы немалым оскорблением почтившего его благодетеля! И иные люди сожалели бы, иные удивлялись бы, иные смеялись бы безумию этого глупого человека. Такое приключается с христианином, кото­рый в такую высокую милость Божию принят и от Бога почтен во святом Крещении. Такому, говорю, хри­стианину, который в беззаконные дела вдается, закон Божий бесстрашно нару­шает, приличествует пословица: пес возвраща­ется на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Пет. 2:22). Снимаются с него прекрасные и священные одежды, в которые душа одета была. Лишается он высочайшей че­сти усыновления Божия и наследия вечного. Облекается в бесчестное и срамное греховное рубище и бывает подлейшим рабом. Бывает пе­чаль и плач святым Ангелам и всем избранным Божиим жителям небесным, которые все прежде радовались его блаженству. Начинает­ся смех, и насмешки, и радость злых духов, ко­торые прежде ему завидовали. В такое бедное состояние впадает каждый христианин, пос­ле святого Крещения беззаконнствующий! Опять в то же бедствие и страшнейшее состо­яние попадает таковая душа, в каком была пе­ред Крещением, и даже горшее. О таких апос­тол написал: последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от пре­данной им святой заповеди (2 Петр. 2:20–21). Такой бедный человек, на свою беду, не видит как блаженства, которого лишается, так и бед­ствия, в которое попадает, потому что и то и другое не на теле, а внутри, в душе, имеется. Истинное как блаженство, так и бедствие хри­стианское едино – то есть то, которое в душе находится. О, когда бы увидел человек, какого он блаженства после Крещения через грех ли­шается и в какое бедствие впадает, непрестан­но и неутешно бы рыдал и плакал! Увидят это бедные грешники тогда, когда откроется слава сынов Божиих и явится безобразие их самих. Увидят, но к большему своему горю. Тогда они заплачут и зарыдают, но уже бесполезно.

Причиной такого бедственного состояния после Крещения бывает:

1) Немощь и растление, которое внутри, в сердце человеческом, кроется и с ним рожда­ется.

2) Недоброе воспитание. Этого же причи­ной бывают родители, которые как о себе, так и о детях своих не заботятся, и так сами идут и их ведут в погибель.

3) Пастырское нерадение тех, которые не заботятся о врученном и стаде Христовом.

4) Соблазны недобрых родителей и прочих злых людей, смотря на которых юные соблаз­няются и развращаются.

5) Козни общего врага христиан – диавола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8).6) Небрежение и нерадение о себе самого человека, который слушая в храмах читаемое Божие слово, небрежет и нерадеет о том, и идет, как слепой в яму, в вечную погибель.А отсюда следует:7) Как нужно юным детям доброе воспита­ние и наставление! Не по-французски, не по-немецки, не по-итальянски говорить, не танце­вать, о чем нынешние люди более всего пекут­ся, но по-христиански жить – вот чему законом Божиим обязываются христиане учить своих детей. Даже если никакого языка не будут знать дети, но будут по-христиански жить – истинного блаженства не лишатся.8) Как тщательно юным нужно беречься от соблазнов, которыми зло, в сердце их крою­щееся, возбуждается!9) Грешнику, совратившемуся после Креще­ния с пути истинного, одна остается надежда – истинное покаяние. Для этого обратись, греш­ная душа, к Небесному Отцу, как блудный сын сделал, и пади перед милосердными Его очами, и с сокрушением и стенанием сердечным воззо­ви к Нему: Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих (Лк. 15:18–19). И без сомнения веруй, что Он примет тебя, и в лучшую одежду облечет тебя, и так и о тебе радость будет перед Ангелами Божиими.14. Благодетель и неблагодарный, от него получающий благодеяние