Собрание сочинений, том 2

Господи, во свете Твоем узрим свет! (Пс. 35:10). Пробави милость Твою ведущим Тя. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (Пс. 32:22).

О том же

В этом мире вечеря временно бывает, ибо гости, пришедшие на вечерю, довольно всего получив от хозяина, по домам своим расходят­ся. И как вечеря, так и утешение ее прекра­щается. Всякое временное утешение и услаж­дение, как дым, вскоре исчезает. Не так будет на той великой вечери. Она, однажды начав­шись, никогда не кончится, и потому непрес­танно и без конца будет. На этой вечери возлежащие бесконечно будут видеть Лицо Божие, и сладчайшим Его лицезрением без сытости во веки веков насыщаться. Без конца и без сытости будут эту небесную пищу есть и это пресладкое питие пить. И как царствию Христову не будет конца, так и святые Божий люди с Ним, как члены с головой, царствовать будут во веки веков. Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков восхвалят Тебя, Царю мой и Боже мой! (Пс. 83:4–5). Вспомни о нас, Госпо­ди, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим (Пс. 105:4– 5). Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя, ибо Он из­бавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду благоугоден Гос­поду в стране живых (Пс. 114:6–8). Господи Иисусе! Скажи душе моей: «Я – Спасение твое!» (Пс. 34:3). Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Буди, буди! Аминь.

29. Завеса или покрывало

Что завесою завешено или покрывалом по­крыто, того не видим. Так не видим солнца, облаками закрытого. Не видим лица, платком или одеждою закрытого. Не видим вещей, за завесою лежащих, и прочее. Так у всякого греш­ника нераскаянного, у всякого блудника и пре­любодея, у всякого хищника, вора и мздоимца, у всякого лживого и обманщика – словом, у вся­кого бессовестного человека перед глазами не­кая завеса висит, и на душевных очах как бы не­кое покрывало лежит и не допускает видеть, каких он благ лишается, как в горькую поги­бель идет. Идет в ров, и не видит рва, и впадет в него, если не осмотрится. Эту завесу и покры­вало, сатана – враг человеческий – устраива­ет тем людям, которые неосторожно живут, не внимают Слову Божию, как светильнику но­гам нашим, и оставляют молитву, без чего лю­бой человек слеп; устраивает, чтобы не увиде­ли они погибели. Отнимается эта завеса или покрывало, когда человек истинным сердцем обратится к Господу. Тогда он увидит бедствие и погибель свою. Тогда уразумеет, где был, как заблуждался. Тогда начнет воздыхать, плакать и рыдать. Тогда он не иначе, как от сна востав, начнет ходить, как прежде ходил. Посему ска­зано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). – Господи, Более Сил, обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся (Пс. 79:4).

30. ГлухойТело имеет слух, и душа имеет свой слух. Не всякое тело имеет отверстый слух. Не всякая и душа. Бог душе говорит: не убий, не укради, не прелюбодействуй, уклонись от зла и сотвори благо, прочее. И душа, у которой слух открыт, слышит и слушает Бога говорящего и творит то, что повелевает Бог. Невозможно душе, воистину невозможно, не послушать Бога и не тво­рить то, что Он повелевает, если у нее уши от­крыты. Царя земного и низшую власть слуша­ет человек и творит то, что она велит. Бога ли говорящего не послушает душа, когда у нее слух отверст? Ей! Со всяким усердием и сладостью послушает и говорит Ему: Готово сердце мое, Боже, готово серд­це мое (Пс. 107:2).Отверстый слух своей души имел святой патриарх Авраам, которому Бог сказал: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе, – и прочее. И пошел Авраам, как сказал ему Гос­подь (Быт. 12:1, 4). Отверстый слух имели все те, которым сказано Христом: Идите за Мною, и по­следовали за Ним (Мф. 4:19–22).Отверстый слух души имеет каждый, кто с усердием старается заповеди Божий исполнять. Не напрасно Христос Господь говорит в Еван­гелии: Имеющий уши слышать, да услышит. (Лк. 8:8,15) Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать – значит иметь уши души отверстые.Никакой пользы не приносят нам уши те­лесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее зак­рыт. Телесно глухой не слышит, что ему гово­рит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у вся­кого хищника, разбойника, мздоимца, лихоим­ца, у всякого сребролюбца, сластолюбца – словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько та­кие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они – и не слы­шат. Слышат телесными, но не слышат душев­ными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты?Сколько люди слышат Христово слово: Придите ко Мне, все труждающиеся и обреме­ненные, и Я успокою вас (Мф. 11:28), – но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держат­ся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная! Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною, – го­ворит Христос Господь (Откр. 3:20). Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою про­лил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет вой­ти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глу­хая душа не слышит пресладкого этого голоса. Какая душа не открыла бы дверей дома сво­его и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пи­щею и Своим сладким питием наслаждает нас.