Собрание сочинений, том 3

1) высшим не покоряется;

2) равным и низшим не уступает;

3) гордость многоречива и велеречива, высокоречива;

4) славы, чести и похвалы всяким образом ищет;

5) высоко превозносит себя и дела свои;

6) других презирает и уничижает;

7) ищет, как бы себя показать;

8) бесстыдно себя хвалит;9) какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу;10) хвалится и тем добром, которого не имеет;11) весьма старается скрывать недостатки и пороки свои;12) не терпит быть в презрении и унижении;13) не принимает увещания, обличения, совета;14) самовольно вмешивается в чужие дела;15) лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и ругается;16) следовательно, гордость гневлива,17) гордость завистлива: не хочет, чтобы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем превышала.18) гордость не склонна к любви, ненавистлива. Самолюбие же – корень всех зол. И так гордость – начало и корень всякого греха.§ 73. Гордость не только сама по себе есть тяжкий и мерзкий грех, но и других грехов причиною бывает. Ибо Бог, Который гордым противится, праведным судом от гордого благодать Свою отнимает; сатана же, как дух гордый и человекоубийца, к такому дому, как выметенному и убранному, удобно приступает (Мф. 12:44). Потому человек, без благодати Божией оставшийся, как немощный и ко всякому злу удобопреклонный, во всякий грех удобно впадает. О чем многие как Священного Писания, так и церковные истории свидетельствуют.§ 74. Конец, к которому гордость приводит, сам Христос означает: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк. 14:11). Она высоко возносится, но весьма низко падает. Смотри § 71.§ 75. Много причин, которые низлагают нашу гордость, некоторые из которых здесь приводятся.1) Люди больше всего гордятся или честью и славой, или богатством, или разумом, или силой, или благородством. Но поскольку все это перемене подлежит и как приходит к нам, так и отходит от нас, ибо не наше, то возноситься тем, что не наше, весьма несмысленно. Все, что ни имеем, не наше, а Божие; мы лишь сосуды Божиих дарований. Богу дарующему подобает всякая хвала, и честь, и благодарение, а человеку – смиряться, дабы, что имеет, не отнято было из-за гордости.2) Низлагает гордость нашу рождение и воспитание наше. Какое животное с большим трудом и болью рождается, чем человек? Знают об этом матери и при таких случаях бывающие. Какое животное в воспитании большего требует смотрения, попечения, питания, оберегания, чем человек? Многие животные тотчас по рождении сами себе достают пищу; а человек сколько чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется!3) Низлагает гордость нашу нагота наша. Прочие животные не требуют одежды, а человек так беден и убог, что и одежды своей не имеет, а от животных и прочего создания принимает ее. Овца, лисица, волк, заяц, рысь и прочие одевают и греют нас.4) Низлагают гордость нашу и бедствия наши. Кто большим страстям, тлению, болезням, немощам подлежит, чем человек? Кто большему страху, печали, скорби подвержен, чем человек? Отовсюду окружен бедами: сзади – грехи, спереди – смерть, сверху – суд Божий, снизу – ад, со сторон – соблазны мира и козни бесовские, внутри – плоть со страстями и похотями. В таком ли бедственном состоянии гордиться?5) Низлагает гордость нашу конец жизни нашей, ибо прах земной все мы, и в землю пойдем (Быт. 3:19). Мысленно осмотри гробы и отличи там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от худородного, мудрого от неразумного. Тут мыслью пребывая, хвались своим благородством, тут превозносись разумом, тут величайся богатством, тут возносись честью, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О бедное создание, бедное по началу, бедное по середине, бедное и по концу! Как обветшалый и гнилой сосуд, как прах земной – таков человек, и в землю пойдет.6) Чем более Христа будем познавать и вспоминать, тем более свою подлость и окаянство узнавать, и так смиряться. Христос, Сын Божий, Господь твой, ради тебя смирился – тебе ли, рабу, гордиться?Господь твой ради тебя рабский образ принял – тебе ли, рабу, искать господства?